10 ноября 1918 года, в станице Усть-Медведицкой, на опаленной гражданской войной донской земле, торжественно отметили 25-летний юбилей творческой деятельности писателя, гражданина и человека Федора Дмитриевича Крюкова.
Об этом торжественном мероприятии газета «Донские ведомости» опубликовала статью известного на Дону литератора С.А. Серапина (Сергея Пинуса) (родился в 1875 г., Вельск Вологодской губернии, умер в 1927 г., София). Он происходил из семьи поморов, но большую часть жизни провел на Дону и долгие годы преподавал русский язык в Усть-Медведицком Платовском реальном училище. В 1919 г. был принят в Великое войско Донское. С 1920 г. в эмиграции в Турции, затем в Софии, где редактировал журнал «Казачьи думы» и газету «Русь».
По этой статье, приведенной ниже, можно судить об отношении к знаменитому писателю представителей власти, культурной общественности Области Войска Донского и простых казаков, его земляков.
И.А.Мурашкин, профессор, вице-президент Фонда писателя Ф.Д.Крюкова
Празднование 25-летнего юбилея литературной деятельности Ф.Д.Крюкова, состоявшееся в Усть-Медведицкой станице 10 ноября, было естественным выражением любви общества к писателю и к родине.
«Родимый край» - так называется проникновенное стихотворение в прозе, написанное Федором Дмитриевичем минувшим летом, и тогда же этот тихий гимн родной земле стал любимым в Усть-Медведицком обществе выражением общего порыва любви к Родине. «Родимый край» - так назван составителями и литературный сборник, посвященный Ф.Д. Крюкову и изданный в станице ко дню его юбилея.
Сам юбилей состоял из инсценировки некоторых страниц Федора Дмитриевича: были представлены проводы казака на войну, возвращение казака со службы и хуторская почтовая контора с чтением писем с фронта. Простые картины казачьей жизни на сцене, сопровождаемые и перемежаемые пением старинных казачьих песен, исполненных казаками 12-го полка, произвели большое впечатление. И заглавием всей этой трехактной импровизированной пьесы, конечно, должны быть все те же слова «Родимый край».
Самое чествование юбиляра состоялась между первым и вторым актом инсценировки. Было произнесено много речей и поднесено много адресов от различных учреждений, были прочитаны поздравительные телеграммы. Первыми говорили представители Глазуновской станицы, родины Федора Дмитриевича. Появление старых простых казаков-глазуновцев на эстраде с торжественным и сердечным приветствием юбиляру глубоко гармонировало с общим духом и значением литературной деятельности юбиляра. Среди умело составленных и литературно обработанных приветствий с резкой самобытностью, порой с неловкой угловатостью, но сильно и оригинально прозвучала речь командира 12-го полка, приступом взявшего позицию ораторского искусства. Не только слова, но и самый факт его неискусный речи, казалось, говорил: мне нет дела до ораторских тонкостей и мне, военному человеку, некогда, но я знаю, что вы, писатель Крюков, в своих произведениях с любовью говорите о казачьем быте, и это казакам дорого. Войсковой старшина Кривов приветствовал юбиляра стихами, похожими по форме на малороссийские казацкие думы. Талантливые стихи произнёс ученик реального училища Шанаев. Блестящую речь сказал окружной атаман П. А. Скачков. Он сказал, что трудно достигнуть единомыслия, но бывают моменты единодушия, и юбилей Ф. Д. Крюкова - именно такой момент единодушной любви общества к родному писателю. К сожалению, инакомыслие в некоторой части общества все же пересилило…
Растроганный Фёдор Дмитриевич произнёс замечательную ответную речь, в который было столько ума и проникновенной сердечности. Один простой человек выразился, что «Фёдор Дмитриевич сделал наставление». Юбиляр напомнил, что лет 70 тому назад умер забытый теперь уральский писатель казак Железнов, который признавался, что по общим воззрениям он - гуманист, но по своим политическим и бытовым устремлениям - эгоист, так как выше уральского казачества для него ничего не существует. « Как и я, - говорил Фёдор Дмитриевич, - по всему своему душевному складу, как писатель, гражданин и человек, ничего не нахожу лучше донского казачества. Пусть европейские страны, - продолжил он, - блестящи, богаты, счастливы и могучи, пусть Россия - страна бедная, нелепая, неудачливая, тёмная и несчастная, но лучше России для меня нет страны, и в этой России нет ничего милее Донской земли, а в Донской земле местность между Медведицей и Доном - для меня лучшее место во всем мире».
И этот юбилей, этот праздник свой, Фёдор Дмитриевич приравнял к ласке матери. Как в детстве чувствовал он благоговейное счастье от ласки матери, так счастлив он и теперь, видя и чувствуя ласку родного края за свои труды на пользу этого края.
Таков был юбилейный вечер в честь Ф. Д. Крюкова, сам собой, без умысла и нарочитых стараний, обратившийся в единодушно патриотическую манифестацию.
Сергей Пинус
«Донские ведомости» № 66. 1918 г. 25 нояб./8 дек. С. 6