6 августа 1905 года Манифестом Российского императора Николая II была учреждена Государственная Дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». В Государстве Российском создавался орган народного представительства.
Выборы в I Государственную Думу прошли в феврале-марте 1906 года. Одним из ее депутатов стал преподаватель Нижегородского реального училища, наш земляк, писатель Федор Дмитриевич Крюков.
Вот как он сам рассказал об этом в очерке «Выборы на Дону»: «В начале марта 1906 года я получил казённый пакет с печатью Глазуновского станичного правления. Сообщалось, что Глазуновский станичный сбор, во исполнение Высочайше утверждённого положения о выборах в Государственную Думу, выбрал меня выборщиком в окружное избирательное собрание по Усть-Медведицкому округу области Войска Донского».
От Нижнего Новгорода до Москвы, а затем до станции Себряково поездом, далее по весенним грязям, через игравшие степные балки и ерики пятьдесят верст будущий депутат добирался два дня. Что думал о работе на новом поприще писатель? Своими мыслями он поделился с читателями: «В своих думах и мечтах я не смел гадать, что когда-нибудь судьба придвинет меня ближе к родному краю, к непосредственной работе ему. И вот как будто подошел такой момент. Что же я буду делать?
Как и все, я думал о созидательной работе будущего общими положениями и формулами: надо внести свет, раздвинуть стиснутую жизнь, вернуть ей старое хорошее - былую свободу самоопределения, - привнести лучшее от новизны и т. п. Я смутно представлял себе, как это выйдет конкретно, как сдвинется жизнь с привычной колеи, как нащупается путь к лучшему, - но я верил, что это возможно, что это не так трудно, что надо лишь сказать - и само собой станет всем ясно, и само собой легко будет сделано... И всё то, что я видел перед собой, скудное и оголённое, не будет уже таким маленьким, серым, всё расцветет, зашумит обилием жизни»…
Действительность оказалась иной. Консервативные и не шибко грамотные «сыны степей» под любым предлогом старались уклониться от исполнения «высокого гражданского долга». В окружную станицу ехать далеко: через две реки переправляться надо, а переправы - не дай Господи! К тому же и время рабочее, каждый час дорог. Дело доходило до курьезов. Вот как написал об этом сам Федор Дмитриевич: «Овчинник Василий Митрич, почтенный, богомольный, правильный старик с библейской бородой, смирный, очень боявшийся всяких начальств и учреждений, вздыхая, говорил:
- Я в ногах у атамана елозил, просил: ослобоните, ваше благородие! - «Не могу, - говорит: - Там для тебя во дворце царском кресло приготовлено, сто рублей не зря заплачены»… Вроде смеху это ему...
Мой сотоварищ по выборной курии, о. Иван, жизнерадостный иерей, присутствовавший при нашей беседе, тоже прыснул. Смех хлынул из него неудержимым фонтаном, засвистел, зашипел, забурлил и заполнил всю маленькую горенку, где мы сидели. Батюшка, мотая чёрной гривастой головой, отдохнул слегка и, сквозь слёзы глядя на унылую фигуру старого овчинника, он с трудом выговорил:
- Да-а, братище... Василий Митрич... это тебе, друг, не овчинные квасы... А что ж ты думаешь?.. Очень просто... сядешь и в кресло...
- Сиденье-то у меня грубо для этого кресла, батюшка, - смиренно возражал овчинник».
Как бы там ни было, но уже не подданные, а «граждане» потянулись в окружную станицу для исполнения гражданского долга, наняв в складчину по подводе человек на пять, на шесть…
Первые в истории Российской империи выборы состоялись.
27 апреля 1906 года депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета собрались на торжественный приём в Зимнем дворце, где перед ними с речью выступил Николай II: «С пламенной верой в светлое будущее России я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к Родине и горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
Первая дума оказалась на редкость боевой, многие депутаты не боялись доносить до «Высочайшей власти» действительное положение на местах. Одним из таких был Федор Крюков, примкнувший к партии народных социалистов. В нем казачество обрело истинного заступника, широко использующего различные возможности для защиты его прав. Есть сведения о том, что односельчане пожаловались Крюкову на рукоприкладство со стороны офицеров в одном из полков. Писатель через газету предал гласности эти факты, на проблему обратили внимание и неуставные отношения прекратились. Деятельность депутата Крюкова не осталась незамеченной и со стороны радикально настроенных большевиков. Ленин высмеивал его попытки найти «консенсус» между различными политическими силами, однако использовал произведения Крюкова, анализируя положение в «сельской глубинке».
13 июня 1906 года депутат Крюков ярко выступил в Думе с речью по Запросу о казачьих полках 2-й и 3-й очереди. Предыстория этого такова: направленные на подавление революционных выступлений казачьи полки формировались из находящихся «в запасе» казаков 2-й и 3-й очереди, тогда как казаки 1-й очереди уже несли срочную службу. Из-за этого нарушался весь сложившийся уклад казачьей жизни, разрушалось лишенное рабочих рук хозяйство, происходило обнищание, деградация и разложение казачества. Разорившиеся казаки уходили «в стражники». Вынужденное исполнение ими полицейских функций вызывало негативное отношение к ним со стороны значительной части российского населения, что потом проявилось в период Гражданской войны. Вот строки из этого выступления:
«… Ныне казачество из защитника угнетаемых повернуто в стражи угнетателей; специальностью его определено - расписывать обывательские спины нагайками. Пробовали ли казаки протестовать против этого? Да, пробовали, но безуспешно. Я напомню историю Урупского полка, историю третьего сводного Донского полка и многочисленные протесты в разных других казачьих частях, протесты в хуторах и станицах, породившие массу политических арестов. Освободительное движение захватило нескольких идеалистов в казачьих офицерских мундирах, глубокой скорбью болевших за свой родной край, за темных сограждан-станичников. Но где они? Ныне они, эти офицеры, сидят по тюрьмам»…
Для того, чтобы с трибуны Государственной Думы провозглашать такие «крамольные» слова в тот период, требовалось изрядное мужество, знание существа проблемы и уверенность в своей правоте. Видимо, этими качествами Федор Дмитриевич был наделен в достаточной мере.
Надо сказать, что одним из офицеров, упомянутых депутатом Крюковым, был Ф.К. Миронов, георгиевский кавалер и близкий приятель Федора Дмитриевича. Он и передал ему петицию станичного круга с требованием не использовать казаков в карательных операциях. Через несколько лет гражданская война разведет их по разные стороны баррикад.
Депутат Крюков останется со своим народом и при отступлении Донской армии в феврале 1920 года найдет упокоение в кубанской степи. Принявший сторону большевиков Миронов погибнет в 1921 году, запутавшись в большевистской паутине заговоров и интриг. Пока же они вместе боролись за демократическое переустройство России.
8 июля 1906 года I Государственная Дума была распущена. Не согласные с этим решением депутаты, в их числе и Ф.Д. Крюков, подписали «Выборгское воззвание» с требованием созыва народного представительства и призывали не исполнять решение о роспуске. За эти действия депутат Крюков был осужден и три месяца провел в Санкт-Петербургской одиночной тюрьме «Кресты», однако своих взглядов не изменил. Впечатлениями от пребывания в неволе он поделился в рассказах и очерках «Полчаса», «В камере № 380» и других. Лишенный из-за приговора суда возможности состоять на государственной службе, он устроился работать помощником библиотекаря в Горный институт, занимался литературной деятельностью будучи заместителем главного редактора журнала «Русское богатство», писал статьи, очерки и собирал материал для большого произведения о жизни казачества.
К 150-летию со дня рождения нашего земляка в следующем, 2020-м году, замечательного донского писателя Ф.Д. Крюкова благотворительный Фонд «Сохранения творческого наследия писателя Крюкова Ф.Д.» (ИНН-3456003821) проводит сбор средств на издание первого в России Собрания сочинений писателя в 5 томах.
Основную часть тиража этого издания Совет Фонда безвозмездно отправит в библиотеки школ Волгоградской и Ростовской областей (Донская обл.), библиотеки казачьих кадетских учебных заведений.
Игорь МУРАШКИН,
профессор, вице-президент Фонда писателя Ф.Д. Крюкова