В конце лета 2017 года в литературной жизни нашего города произошло знаковое событие: увидел свет новый сборник стихов известной волгоградской поэтессы, родовой казачки, члена Союза писателей России Людмилы Кузнецовой-Киреевой. «Заволжские страдания». Так она озаглавила свой труд. И немудрено, ведь именно дачная пейзажная лирика всегда являлась ее визитной карточкой. Посмотрите, с какой болью, с каким трепетом автор пишет о нашей «Заволге»:
«… Дубы горят, а Волга так мелка,
Что не доплыть теперь до Тумака.
Нет пристани - пески, пески, пески…
И чайки онемели от тоски.
Зареванную, горькую строку
Я снова посвящаю Тумаку!»
Сердце кровью обливается. А иначе и быть не может. Одни «Онемевшие от тоски чайки» чего стоят…
Но не только кручиной устланы страницы этого прекрасного сборника. Весеннее разнотравье упоительно благоухает, оживая на глазах и неизменно проникая в душу. Огромное количество трогательных эпитетов, буквально, затягивает читателя в неповторимый мир заволжской природы:
« И пусть штормит сирень ночами
Волною пенною своей…»
Или же:
«Разнотравье пью глотками
И смакую, как вино…»
Замечательно! Не правда ли? А когда автор описывает закат, просто мурашки бегут по телу:
«Ах, мне бы в строчках уместить закат,
Что полыхнул вдали костром багрово…»
Или так:
«… Нырял закат с разбегу в ерик…
… Поймать свое стараясь отраженье».
Но этим пейзажи Людмилы Алексеевны не ограничиваются. Да и могут ли они иметь предел, когда создает их вольная душа? Казачка Кузнецова-Киреева традиционно удивительно рисует картину донских красот, потрясая читателя нежными лирическими строчками:
«Сторона моя суходольная
С мягким шелестом ковыля,
Словно песня казачья, вольная,
Гришки Мелехова земля!»
А, устремляя взор на ночное небо, Людмила отождествляет звездную пыль и Млечный путь со степной дорогой, по краям которой стелется ковыль: « Небо - степь… Как жила я, об этом не зная?», - восклицает автор, подытоживая заглавное стихотворение сборника.
Однако еще более яркими и проникновенными, на мой взгляд, получились стихи, в которых поэтесса обращается к корням, с гордостью заявляя о своем происхождении:
« Господь родиться дал казачкой,
В краю станиц и хуторов».
Вообще тема семьи в этом сборнике оказалась ключевой. Именно семья стала связующим звеном в живой поэтической цепочке, нежно сплетенной автором:
« (Ты этот край запомни, чтоб ни сталось! -
Твердила мама. - Сердцем зацепи).
Там детство жеребенком увязалось
За взрослым табуном в донской степи».
Волнительные стихи о матери переполняют душу печалью и тревогой, напоминая о хрупкости жизни и ценности каждого мгновенья, проведенного с родными:
«Не обижайте ваших матерей
Не только делом, но и в мыслях даже.
Разлука - гость незваный у дверей,
Когда придет - заранее не скажет.
И слово, с губ слетевшее в сердцах,
Последним словом оказаться может.
И, срикошетив, что кусок свинца,
Еще не раз вам память потревожит».
В заключении хотелось бы отметить, что издание сборника стихов родовой казачки Кузнецовой-Киреевой «Заволжские страданья», явилось одним из главных событий культурной жизни Волгограда в уходящем году. Любой человек, окунувшись в лирический мир Людмилы Алексеевны, найдет в нем, что-то близкое своей душе, и, насладившись сполна восхитительными стихами, с нетерпением будет ждать выхода новой книги нашей блистательной поэтессы.
Никита Самохин, потомственный казак, член Союза писателей России