Наш ролик про расхламление опубликовало одно популярное сообщество в ЖЖ. Я сама его и прислала модераторам, и они пропустили пост в ленту (потому что он соответствует теме сообщества), чему я рада и благодарна
( Read more... )
Явление интериоризации вообще достаточно хорошо разработано, так что исследования, конечно, есть.
Под руководством Гальперина было много экспериментов, которые показали разные стороны связи между внешними условиями и тем, какие умственые действия формируются в этих условиях. Правда, обычно испытуемыми становились дети дошкольного возраста - их проще было поставить в условия, когда внешнюю среду можно контролировать, и в случае с дошкольниками гораздо больше возможностей для обучения, чем для взрослых. Но у взрослых интериоризация тоже есть, конечно - это вообще базовый механизм:
(Пиаже и Гальперин спорили в деталях, но сходились в общем понимании огромной роли интериоризации)
Суть всех этих исследований в том, что во внешней среде нами выделяются какие-то устойчивые "правила" - и эти правила поначалу чисто-внешние, а потом становятся частью внутреннего мира, умственной привычкой, инструментом мышления.
Вот простой пример: при обучении биологов-микроскопистов, энтомологов, медиков, художников начинают с правильного расположения инструментов на рабочем месте, и это, как мне кажется, не случайно и вполне оправдано (и подтверждает идеи Гальперина).
В одном из самых драматических экспериментов в психологии мы можем видеть, что внешние условия и одежда могут привести к формированию ролевой агрессии. Это - "Стенфордский тюремный эксперимент" Зимбардо. Большую группу студентов-добровольцев разделили пополам случайным образом, по жребию. Одни должны были изображать тюремщиков, другие - заключенных. Никто не принуждал их воспринимать атрибуты (одежду, решетки) всерьез. Но меньше, чем через 7 дней "тюремщики" начали унижать и притеснять "заключенных" - да так, что потом сами не могли понять, как дошли до такого. Это среда стала формировать такие способы поведения.
В общем, хотя формирующие эксперименты на взрослых по разным причинам провести очень сложно, но мы имеем массу наблюдений за людьми, оказавшимися в специально организованной среде - от военых до заключенных. Увы, среда влияет - и это влияние, похоже, сильнее, чем нам хотелось бы думать.
И рабочее место, где мы много времени проводим, исходя из этого должно быть удобным. "Удобным" - не всегда значит "пустым". Но упорядоченным по определенной системе - точно.
Всплывшая фамилия Пиаже сразу напомнила песенку Вадима Егорова "Мы купались неглиже" :) Она там упоминается, и Егоров на концертах обычно пояснял, кто такие эти "Левин и Пиаже".
Явление интериоризации вообще достаточно хорошо разработано, так что исследования, конечно, есть.
Под руководством Гальперина было много экспериментов, которые показали разные стороны связи между внешними условиями и тем, какие умственые действия формируются в этих условиях.
Правда, обычно испытуемыми становились дети дошкольного возраста - их проще было поставить в условия, когда внешнюю среду можно контролировать, и в случае с дошкольниками гораздо больше возможностей для обучения, чем для взрослых. Но у взрослых интериоризация тоже есть, конечно - это вообще базовый механизм:
Вот статья Н. Ф. Талызиной, к примеру, где есть подробный обзор исследований, связанных с интериоризацией:
http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931092.htm
А вот - большая подборка статей о работах оппонента/единомышленнике Гальперина - Жана Пиаже:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe-teoriya--diskussii_2001
(Пиаже и Гальперин спорили в деталях, но сходились в общем понимании огромной роли интериоризации)
Суть всех этих исследований в том, что во внешней среде нами выделяются какие-то устойчивые "правила" - и эти правила поначалу чисто-внешние, а потом становятся частью внутреннего мира, умственной привычкой, инструментом мышления.
Вот простой пример: при обучении биологов-микроскопистов, энтомологов, медиков, художников начинают с правильного расположения инструментов на рабочем месте, и это, как мне кажется, не случайно и вполне оправдано (и подтверждает идеи Гальперина).
В одном из самых драматических экспериментов в психологии мы можем видеть, что внешние условия и одежда могут привести к формированию ролевой агрессии. Это - "Стенфордский тюремный эксперимент" Зимбардо. Большую группу студентов-добровольцев разделили пополам случайным образом, по жребию. Одни должны были изображать тюремщиков, другие - заключенных. Никто не принуждал их воспринимать атрибуты (одежду, решетки) всерьез. Но меньше, чем через 7 дней "тюремщики" начали унижать и притеснять "заключенных" - да так, что потом сами не могли понять, как дошли до такого. Это среда стала формировать такие способы поведения.
В общем, хотя формирующие эксперименты на взрослых по разным причинам провести очень сложно, но мы имеем массу наблюдений за людьми, оказавшимися в специально организованной среде - от военых до заключенных.
Увы, среда влияет - и это влияние, похоже, сильнее, чем нам хотелось бы думать.
И рабочее место, где мы много времени проводим, исходя из этого должно быть удобным. "Удобным" - не всегда значит "пустым". Но упорядоченным по определенной системе - точно.
Reply
Reply
Нашла песню. Красивая и трогательная.
Ну и "Левин и Пиаже" - это супер, конечно, в таком контексте :))
Reply
Leave a comment