И еще немного про "minimum minimorum"

May 13, 2014 06:18

Недавнее видео про расхламление вызвало несколько важных для меня разговоров. Но facebook и youtube - не самые удобные площадки для обсуждений, так что перенесу-ка я один из этих диалогов сюда, в ЖЖ, чтобы он не потерялся.

Это - очень важный для меня разговор с Мариной pokoy_i_volya, которую я очень люблю и уважаю.
Мы с Мариной уже обсуждали тему "лишних вещей" - и, в общем, наши позиции оказались различными.

Марина:
Маша, хочу с тобой поспорить немного. Я очень ценю расхламление. И ты все точно и верно сказала про его влияние на упорядочивание жизни.
Но вот смотри. Лежит у меня на антресоли собрание сочинений Сталина. И там пометки рукой деда, которого я не знала. И закладки, которые положила мама. Я никогда не буду читать Сталина (скорее всего, не буду), но выкинуть не могу. Вещи аккумулируют в себе память, историю семьи. И личную историю тоже, кстати. В ней ведь не только то, с чем хочется расстаться, а и то, что может быть ресурсом, потому что в детстве есть ресурсы. И эти вещи могут не иметь никакого утилитарного назначения. Другое дело, что они перемежаются реальным хламом, чем-то морально или физически устаревшим, тормозящим новую идентичность, избавление от чего действительно прибавляет энергии.
Правило одного года тоже, наверное, не для всех работает. Я неоднократно возвращалась к старым вещам, начинала вдруг их активно носить или использовать. Кроме того, запасы вещей действительно спасают, когда наступает тот самый черный день. Когда я достаю с полки пролежавшую там несколько лет новую вещь, радуюсь так же, как если бы купила обновку. А лежала она не потому, что не нравится, а просто не было нужного настроения или повода, чтобы ее надеть. Последние 2 года, правда, запасов не делаю.
Я за то, чтобы осознанно и без спешки расставаться с вещами. В этом смысле, если в процессе расхламления хочется книгу пролистать или примерить джемпер, то, может быть, пока действительно не пришло их время уйти. Это очень иррационально, по моему опыту. Я довольно много в последнее время избавлялась от старых вещей, своих и не своих, но я себя не насилую и стараюсь из зоны комфорта не выходить в этой сфере жизни. Благо, есть такая возможность (пока есть?).

Маша:

Привет, Марина!
когда мы это записывали, я как раз тебя вспоминала - мы уже обсуждали несколько лет назад этот вопрос, и тоже во мнениях вроде бы не сошлись.

Мне кажется, что противоречий между нашими мнениями не так уж много. Выбрасывать книгу с пометками деда - это не очень умный поступок, я бы такую вещь не выбросила. Потому что это - часть семейного архива, это история, это реликвия и вообще "предмет силы". На архивы, реликвии и коллекции "правило одного года" не распространяется.

На самом деле, есть вещи, про которые я сейчас жалею, что их выбросила. В семь лет я сделала очень важную аудиозапись (с папиной помощью), а в 12 нашла эту бобину и выбросила ее. Сейчас бы я ее очень ценила. Но, знаешь, если б в 12 я бы не сделала тогда этого шага - не факт, что дожила бы до двадцати. Это было нужно, чтобы повзрослеть.

Конечно, в идеале все эти вещи из прошлого сгружать в какое-то безразмерное хранилище, чтобы возвращаться в нужный момент. Но на самом деле таких хранилищ - не бывает.  Поступки совершаются здесь-и-сейчас, и для этого важно не тянуть свое прошлое за собой.

Но вот семейное прошлое, вещи других людей, особенно предков - это совсем другое дело, конечно.
и вообще, "ценная вещь" и "вещь, имеющая утилитарную ценность" - для меня точно не синонимы. Есть вещи, ценность которых огромна и не утилитарна, и я это понимаю достаточно хорошо, все-таки я не совсем кочевник :))

МаринаДа, я помню, конечно, этот разговор. Я склоняюсь к тому, что противоречия между нашими позициями нет, потому что это индивидуальные вещи. То, что тебя делает сильнее, может ослабить меня, и наоборот. Мне кажется, прошлое может помочь совершать поступки, а может помешать. И это можно понять только изнутри.
Конечно, я тебя не подозреваю в том, что "ценная вещь" = "вещь, имеющая утилитарную ценность" . Вещей, имеющих утилитарное значение, вообще нужен минимум миниморум, как показывает опыт. А все остальное - декор и архив или предметы силы (для кого-то еще престижные соображения могут иметь значение). Архив не только из области "духовной культуры", но и материальной, т.е. музей, по сути. Я сейчас живу в музее однозначно. Хотя я его модернизирую, но медленно.
У нас в институте на одной лекции был разговор про как раз кочевников, точнее, охотников и собирателей. Замечательная О.Ю.Артемова, которая изучает австралийских аборигенов, высказала такую мысль, которая кажется очевидной, но которая не приходила мне в голову: что у них, охотников и собирателей, особенность культуры в том, чтобы не иметь много имущества и много детей. И тогда я поняла, что с этими вещами мне предстоит освоиться, чтобы стать кочевником (=антропологом). Точнее, я уже некоторое время в процессе.  Это про кочевников :)

Маша:
Да, "не иметь много имущества" - это большой поворот в мыслях. Когда я впервые пережила переезд, я обошлась тремя небольшими коробками с книгами и всего одним пакетом с одеждой. Мне было 24 года, и мне казалось, что это какое-то временное состояние. Но я, научившись очень быстро "наращивать мясо на кости" и создавать дом из ничего буквально за один-два вечера, по прежнему предпочитаю быть готовой так же быстро собраться и куда-то уехать.
И, между прочим, это тоже ограничивает. В первую очередь - тем, что стараешься ни к чему не привязываться, и это не всегда хорошо.

В общем, ситуации разные, задачи разные, и люди тоже разные... Одно мне все-таки кажется ясным: если хлам распознан именно как хлам, надо с ним расстаться.

Марина:
Это я с тобой на 100% согласна: то, что распознано как хлам, должно быть удалено. От этого энергия прирастает.
Насчет "не привязываться" ради мобильности - вот как раз тема, с которой я учусь обходиться. Надо сказать, не очень успешно, потому что сложно это, когда живешь в "музее".

дом, воодушевляющие люди, диалоги, моя терапия, внутренний голос, говорит френдлента, дневниковое

Previous post Next post
Up