Прочитала небольшую книжечкупро Киплига - в бумажном переплете, из крайне попсовой серии "Неформальные биографии". Автор - Николай Надеждин.
Не знаю, можно ли хоть сколько-нибудь доверять таким "источникам", но кое-что интересное в книжке нашлось.
Вот, к примеру - эпизод, когда молодой Киплинг учится в частной военной школе - Девонском военном училище. Начальник этого училища, полковник Прайс, относился к курсанту Киплингу хорошо, но сейчас речь не об этом.
В какой-то момент полковнику стало известно, что в его заведении старшие курсанты притесняют младших - ну, заставляют обувь себе чистить, всё в лучших традициях.
Дальше - отрывок из текста Надеждина:
"Стоило полковнику Прайсу лишь заподозрить, что в его школе что-то идет не так, как наступили резкие перемены. Он построил учеников и вывел вперед тех, кто, по его подозрениям, мог подвергаться унижениям. Вывел и "стариков". А потом приказал представиться полными наследными титулами - всех, кто стоял перед строем. Эффект был потрясающий. "Дедовщина" прекратилась сама собой".
Второй день думаю об этом эпизоде. Ну, налицо не столько педагогическая, сколько управленческая технология. И понятно, что сработала она только потому, что все участники событий были из дворянских семей. В колонии у Макаренко такой фокус бы не прошел.
Но мне все-таки интересно, что именно сработало: страх, стыд или самоуважение?
Страх понятен: сегодня ты травишь мальчика, который на три года тебя младше, а завтра он - губернатор или генерал, и ты у него в подчинении. Зачем искушать судьбу.
Стыд тоже ясен: когда мальчишки-подростки оказываются включены в контекст наследных титулов, на них невидимо и с укором смотрят глаза их родителей, дедов, прадедов и так далее. Которых позорить не хочется.
А самоуважение - это когда титул и есть твоя настоящая природа, только ты пока не дорос до нее немножко. И полковник Прайс просто тебе напоминает - мол, что же ты, сынок, мы тут все приличные люди, а приличные люди так себя не ведут.
Так и не могу сказать, какая версия мне кажется наиболее правдоподобной.