Оригинал взят у
dasyv_photo в
Мать городов русских.Оригинал взят у
dasyv_photo в
Мать городов русских.Киев.
Встретил нас метровой коркой льда и ощущением какой-то оторванности от привычной реальности Москвы, наверное, из-за царящей тьмы. Она, кажется, охватывала весь город. Тьма нас встретила при выходе из железнодорожного вокзала "Киев-пассажирский", прошлась с нами по бульвару Тараса Шевченко и, чуть было не отдав нас окончательно в руки жуткому морозу, скрылась за стеклянными дверьми столичного метро. Путешествовать туда-обратно по красной ветке пришлось не раз, ведь мы с шести утра ждали часа дня - время заезда в квартиру. Решили посмотреть Гидропарк, но очень быстро отказались от этой затеи, так как это место совсем не выглядело привлекательно для глаз любопытного путешественника в зимнюю пору. Пожалуй, летом ещё можно рискнуть, но не в столь морозно-снежный Новый год). Обратно по линии направились к Крещатику...обошли полцентра в поисках круглосуточной кафешки...и только часам к восьми-девяти нашли хотя бы просто обычную, оказалось, там даже с ними не просто.
Но рассвет там красивый, особенно на реке..опять же-таки видели, проезжая по открытой станции метро "Днiпро".
Но закатное солнце на реке, всё же задержало наш взор на более длительное время.
Но река и солнце манили не только нас, но и рыбаков, и даже моржей...как не говорится, но как сказала бы я, морж рыбака видит издалека - прорубь-то нужна одна)
,
,
,
,
,
Вообще надо сказать, что первая половина дня (та, что светлая) пролетала всё время очень быстро и незаметно, в центре города мы оказывались обычно уже когда темнело (хотелось много спать, согреться после мороза, отдохнуть от трудовых московских будней), частично график нарушило и празднование Нового года...оно было незабываемым :) Крещатик, Майдан Незалежности с громким, хоть и не очень внятным, по крайней мере, на первый взгляд, концертом, где обещали выступление ДДТ, но либо его не было, либо мы его благополучно добровольно предпочли милому кафе "Челентано" (в Киеве их целая сеть) с мягкими диванами и вкусной пиццей с наборными ингредиентами, а также весёлым молодым официантом, не применившим изложить все свои накопившиеся пожелания к Новому году всем посетителям сего небольшого заведения прямо в микрофон.. Мы же успели загадать желание и понестись зажигать бенгальский огонь на морозную весёло-пьяную украинскую улицу)
Тогда мы и узнали, что-таки да, главную улицу в честь праздника всё же почистили на славу и даже сделали красивый световой орнамент:
.
На следующий день мы пробрались к Крещатому парку и монументу дружбы Народов, посвящённому воссоединению Украины с Россией, в виде четырёхцветной металлической радуги диаметром 30 метров, рядом с которой находится и смотровая площадка, откуда потрясающий вид на Днепр. Думаю, летом и днём он ещё более потрясающий. Рядом с радугой - бронзовые фигуры русского и украинского рабочих, несущих советский орден Дружбы народов, который, надо сказать, был смысл нести от момента установки скульптур всего лишь 9 лет - до распада Советского Союза. В граните представлены и участники Переяславской рады 1654 г., но в такой темноте без штатива сфотографировать не удалось - но такую картинку можно и в сети найти (вот например:
http://www.gorodkiev.com/img/kreschaty-park-1.jpg)
,
,
В следующие три дня главным объектом нашего пристального внимания оказалась Киево-Печерская лавра, мы её взяли штурмом только на третий день, так как до этого никак не попадали в пещеры, а просто бродили по территории и зашли в главный соборный храм - Успенский собор. Считается, что храм был заложен в 1073 году и что изначально он был выстроен зодчими из Константинополя, украшен фресками и мозаиками, но с 11 столетия храм неоднократно перестраивался, менял свой облик, в начале Великой Отечественной был взорван и отстроен в нынешнем виде уже в 1998-2000 гг. Когда мы туда заходили, была служба и много людей, поэтому подробно рассмотреть интерьер храма не удалось. Очень хотелось попасть на колокольню, ведь она считается самой высокой из отдельно стоящих колоколен в бывшей Российской империи (по крайней мере, как гласит путеводитель), и её высота с крестом - 96,5 м. Естественно, все входы в неё были замурованы, и ни одного охранника, который бы туда пустил за символическую плату, что, как оказалось впоследствии, широко практикуется (так мы потом попали на колокольню Софийского собора и на Золотые ворота). Посетили на территории Лавры Государственный музей книги и книгопечатания Украины (...было что-то интересно, но под конец скучновато - представлено много книг, связь с историей Государственного книгопечатания Украины некоторых, честно говоря, не всегда была очевидна). Да и вообще за всю поездку всё время мы натыкались на какие-то примеры притягивания за уши идеи национальной самобытности Украины. Но посмотреть на книгопечатные машины было интересно, и надо отдать должное музею - рукописные фолианты Киевской Руси - история, они, конечно же, красивые.
Итак, к третьему дню, в пещеры мы всё же попали. Даже приехали непосредственно к тому входу в лавру, который ближе всего к пещерам. Занятно, что вход в лавру платный...но (внимание!) оплата только на главном входе и то только до 18 часов, а то она и раньше заканчивается :) Нас позабавил этот факт. В пещеры, вроде бы, вход бесплатный...но там нароооду...это то, что портит любое святое место, опошляет любую величественность и красоту. Да, ну и, конечно, орущие (по-другому не скажешь) экскурсоводы с галдящей толпой туристов-потребителей - вот что бросается в глаза раньше, чем ты успел проникнуться значимостью и святостью места. А место, между прочим, действительно с историей. Именно с пещер и начиналась лавра: в них жили монахи-основатели монастыря - Антоний и Феодосий, они же их и достраивали, если так можно сказать про пещеры.. И это одиннадцатый век! Достраивали - потому что образовались подземные жилища из глины, песчаника и желтого вязкого лесса ещё в глубокой древности и служили людям как укрытие от непогоды и диких зверей. По крайней мере, так нам преподносят историю, как оно на самом деле - судить трудно. Так же многие склонны сомневаться в особых свойствах почвы пещер, позволяющей создавать идеальную атмосферу для естественной мумификации захоронений, то есть для сохранения мощей в нетленности. Здесь же с давних времён хоронили усопших, по крайней мере, братию монастыря; затворников, которые в этих самых пещерах и жили. Сомнения также высказываются по поводу того, действительно ли сейчас там находятся мощи святых, которые там указаны, или под похоронными покрывалами не они..на вопрос, какие есть тому доказательства, монастырский экскурсовод отвечает, что в результате радиоволновой экспертизы были получены данные, позволяющие судить о подлинности захоронений.. не будем говорить о степени доступности этих данных и о том, насколько морально оправданы подобные экспертизы, просто оставим это как пищу для размышления лично каждого человека...что касается меня, лично я всё же склонна верить. Из святых, которые там покоятся, я ещё в первое своё посещение Киева почти никого не запомнила, но имя Ильи Муромца не запомнить не возможно. Да, это реальный человек, более того, причислен к лику святых. Также там захоронен Нестор летописец, художники Руси Алипий и Григорий.
Попали мы и в Ближние, и в Дальние Пещеры, и те, и те глубиной 5-20 метров, общая длина Ближних побольше - 383 м, а Дальние - 293 м, вход в каждые отдельный, так как от одних к другим нужно ещё пройти длинный наземный мостик-рукав. Преподобный Антоний сначала основался в Дальних пещерах, потом, продлевая их, пришёл вверх по холму, где сейчас Верхняя лавра, и положил начало Ближним пещерам, где и покоятся его мощи. Мощи перподобного Феодосия - в Дальних пещерах.
Когда шум и теснота вывели нас наверх, мы с чувством выполненного долга решили продолжить наше путешествие уже на свежем воздухе.
Вот вид на Лавру и реку из Верхней Лавры:
Совсем недалеко от лавры находится музей истории Великой Отечественной Войны с монументом Родины-матери, высотой 108 м от подножия здания до кончика меча. Монумент виден, наверное, отовсюду в Киеве. В сам музей по времени мы уже не успели зайти, но посмотрели скульптурные композиции, вызывающие достаточно сильные эмоции. Это защитники родины, партизаны, герои фронта и тыла. Рядом с фигурами в камне высечены лозунги, в том числе "Смерть фашизму". Рядом горит вечный огонь. С другой стороны - наземная экспозиция военной техники.
Поскольку нам не удалось забраться ни на лаврскую колокольню, ни на монумент Родины-матери (то есть мы на неё и не планировали прям залезать, но надеялись, что будет более высокая точка для её обозрения), видно, Бог угадал наши желания, и открыл нам путь на верхнюю площадку Золотых ворот. Дело в том, что зимой все колокольни и верхние площадки официально закрыты, но там сидят смекалистые охранники, которые легко находят общий язык со смекалистыми туристами и путешественниками=). Увидеть, конечно, мы ожидали совсем не такое здоровое здание в виде мини-собора без единого намёка на золотой цвет. Сначала даже не поняли, что дошли до Золотых ворот. Потом уже узнали, что название, скорей всего, идёт от позолочёного купола Благовещенского храма, который был над главными воротами для въезда в город Ярослава Мудрого. Город был окружён рвами, валами, срытыми в 19 веке, и вход осуществлялся только через ворота, которых было 3е. Кроме этих, парадных врат, которые были сооружены по образцу Золотых Константинопольских врат, были ещё Лядские и Жидовские. Сейчас аутентичные руины ворот спрятаны внутри современной конструкции, их можно видеть при входе внутрь. Сверху, с обзорной площадки, красивый вид на город...
От Золотых ворот дорога вела прямо к Софийскому собору. Туда мы и направились. Внутри собор, конечно, мощный, много нефов, сводов, росписи, мозаики - потрясающе. Хотя и тут не обошлось без туристов и абсолютного невежества и бестактности некоторых из них, но в таких столь часто посещаемых и известных местах, к сожалению, часто так бывает, так что приходится учиться не обращать на это внимания. Забрались и на второй этаж собора, он всё же величественный, в эту поездку я это признала, хотя в первый раз он меня не впечатлил. Возможно, из-за несоответствия внешнего облика византийскому стилю, который поддерживается только структурно. Пробежались по музею, мало что запомнилось. Но колокольня (76 метров)- да, оттуда красота. Мы были зимой и вечером, в сумерках. Очень красиво...ещё поднялась метель - живописно даже, я бы сказала. Интересно, как там летом и при свете..
(некоторые виды с Золотых ворот).
Вообще мы не сильно гнались за достопримечательностями, но этого и не нужно для отдыха, да и не всегда способствует приумножению знаний о посещаемом месте. Просто идите в центр города, в исторический центр (часто это одно и то же) - обязательно на что-нибудь наткнётесь. Вот мы шли-шли и пришли к очень красивому зданию Национальной Оперы Украины имени кого? Конечно же, Тараса Шевченко. Что же вы думаете? Мы купили билеты на следующий день на "Мадам Баттерфляй"! Оперу слушали на итальянском с забавной бегущей строкой на украинском. Но постановка, как ни странно, понравилась. Я уже ожидала всего чего угодно после одесской оперы.
Гуляя по городу, рассматривали архитектуру. Разная, конечно разная.
Видели и правительственные здания (надо сказать, они без особой охраны, по крайней мере, на первой взгляд), и дом художника, фасад которого украшен женскими скульптурами, символизирующими семь видов художественного творчества
,и жутко мрачный конструктивистский "Дом врача" (
http://relax.ua/wp-content/uploads/2008/09/dom_vracha.jpg, а тут что-то про него
http://www.interesniy.kiev.ua/dost/doma-i-sooruzheniya-kieva/1-y-zhiloy-dom-vracha-po-ul-bolshoy-zhitomirskoy-17-v-kieve/) тридцатых годов 20го столетия; дворец "Украина"; центральная синагога всё выскакивала перед нами на указателях, но ни один из них так и не привёл нас к ней (странно, обычно бывает наоборот), зато указатель на костёл был правдив: мы пришли к очень красивому Николаевскому костлу (Ул. Красноармейская, 75) в готическом стиле, сооруженному в начале 20 века. Фото сделать не удалось (ссылка на фото в интернете -
http://www.google.com/imgres?hl=ru&sa=X&biw=1280&bih=629&tbm=isch&tbnid=L9dIUlVwDbc-QM:&imgrefurl=http://alexandrovakristina.blogspot.com/&docid=D3lYqk7pXjhGAM&imgurl=http://3.bp.blogspot.com/-1K4ulyP1rx8/UEzFfPuy1LI/AAAAAAAAANA/ErDMQhtXk-k/s1600/Untitled-1.jpg&w=1096&h=1600&ei=olNVUY6OKsSN4AShpYDIBQ&zoom=1&ved=1t:3588,r:33,s:0,i:190&iact=rc&dur=383&page=2&tbnh=183&tbnw=123&start=18&ndsp=25&tx=32&ty=102)
Видели старокиевскую пожарную часть с каланчой с металлической мачтой. Как нам поведал путеводитель, когда ещё не изобрели телефон, дежурный оповещал о пожаре с помощью этой мачты, на которую навешивал специальные то ли шары, то ли кресты, а ночью - фонари, причём в особом порядке, чтобы показать в каком районе города пожарная тревога.
На фото видно, как пожарник забирается на балкон дома для спасения оставшихся в нём людей. Судя по всему, дело происходит в новый год.
=)
Город оставляет неоднозначное впечатление...особенно зимой. Это и большая заледенелая, заметённая снегом деревня, и город со своей древнейшей историей и памятниками.
Это и обычные блочные здания, но и изящные храмы, сооружения классического стиля, барокко и др.
Это и зимняя спячка, и новогодне-рождественское бурное торжество
Это и коренные жители, и иностранцы,
и молодёжь со своим взглядом на мир, реальность и искусство, и старшее поколение
Из соборов особого внимания достойны, конечно же:
- Михайловский собор Михайловского Златоверхого монастыря
, который виден на панораме города с Софийского собора и который ведёт свою историю также с 11 века.
- По своему внутреннему оформлению меня поразил Владимирский собор со своими изумительными фресками кисти Васнецова, Нестерова и Врубеля, действительно потрясающее ощущение. Собор, оказывается, освещался в присутствии царя Николая II, но этому предшествовало долгое строительство со сбоями в проектах и ошибками в расчётах.
- Андреевская церковь на Андреевском спуске. Внутрь мы, к сожалению, не попали, но внешний облик её тоже стоит пристального внимания. Барочная церковь стоит на холме - андреевской горе, названной так в честь Андрея Первозванного, который, добравшись, по легенде, до берегов Днепра, пророчествовал возведение здесь большого града. Архитектурный облик - заслуга известного архитектора Растрелли, непосредственно же руководил строительством зодчий Иван Мичурин.
Да и сам Андреевский спуск - гордость киевлян. Одно из самых туристических мест. Тут музей одной улицы, который был уже закрыт, но сквозь витрину он был по-монмартовски прекрасен, дом-музей Булгакова, отсюда виднеется "замок Ричарда Львиное Сердце" (на самом же деле, исторически - просто дом Орлова, но вид у него действительно как у замка), сама церковь на вершине...красота..
В общем, желаю и вам хорошей прогулки,
достаточно времени отдохнуть и увидеть желаемое
с пользой для ума и организма
без лишних дрязг и в меру умствования на тему ли философии, поэзии ли, политики ли (и т.д.)
и не терять вам здорового чувства юмора, иногда это лучшее лекарство=)
Kiev, a set on Flickr.
http://www.flickr.com/photos/71617183@N03/sets/72157633051213159/