Это удивительный памятник, который никак не ожидаешь встретить в древнерусском городе в стене одного из самых древних русских храмов. И тем не менее эти врата находятся на западной стороне Софийского собора в Великом Новгороде и являются главными воротами этого храма. Правда, сейчас ими очень редко пользуются, в особо торжественных случаях.
Как попали сюда эти средневековые врата, сделанные в XII веке в Германии, до сих пор не ясно. Существует несколько версий, и каждая не до конца очевидна. Ворота попали в Новгород предположительно в XV веке, судя по упоминаниям о них в исторических документах. Сначала бытовала версия, что их некогда привёз князь Владимир из Византии, посему они назывались Корсунскими. Потом появляются новые версии, и в общем стало ясно, что, скорее всего, ворота являются военным трофеем. Привезли их, конечно, в разобранном виде, а сборкой и реставрацией занимался русский мастер Авраам, чьё изображение мы можем видеть на воротах. Он же, видимо, сделал русские переводы латинских надписей.
В целом же все изображения - совершенно католические, исполненные в стиле такого средневекового "наива", очень симпатичного.
Чтобы спокойно разглядеть и сфотографировать ворота, нужно приходить, я думаю, в будни и пораньше. Потому что туристы. И они все хотят сфоткаться на фоне. Но у меня выбора не было: мы там были в воскресенье посреди дня. Тем не менее почти все детали увидеть и сфотографировать мне удалось. А вот общий план я сделать толком не смогла. Так что показываю, как есть, а потом предлагаю рассмотреть детали.
Итак, общий план:
Поближе и сбоку:
А теперь посмотрим детали, ибо оно того стоит. Там, где я узнала сюжеты, я расскажу. Сюжеты из Ветхого и Нового заветов.
Барельефы снимала сверху вниз. Левая створка:
Это Иисус Христос с апостолами. Кто по бокам трона стоит - на знаю.
Справа - Рождество, слева - Крещение:
Слева - волхвы с подарками, справа - Богородица с Младенцем, видимо, в Вифлееме, и Звезда над ней. А справа - Рахиль. Наверное, речь идёт об описании избиения младенцев, и у Матфея там есть цитата: "Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".
Слева - Сретение, справа - ручка ворот в виде львиной головы со змеёй и с головами грешников в зубах, образ ада (написано сверху - Ад пожирает грешников).
Встреча Марии и Елизаветы, бегство в Египет, а справа - католический епископ Александр с дьяконами.
Дальше - ветхозаветные сюжеты.
Слева - Илия на колеснице, а вот справа - не знаю. Ветхий завет я знаю хуже...
Вот тут интересное справа: рождение Евы из ребра Адама. Ну, а слева - грехопадение, Адам, Ева и змей.
И ещё: здесь изображены все мастера, сделавшие ворота. Справа и слева - немецкие мастера, по центру - Авраам, русский мастер.
Правая створка.
Иисус Христос в окружении евангелистов. Евангелисты изображены символически: орёл - Иоанн, ангел - Матфей, лев - Марк, телец - Лука.
Продолжение Нового завета: вход Господень в Иерусалим. Апостолы с веточками. Справа они их срезают.
Поцелуй Иуды. Иисус в узах.
Вторая ручка ворот и бичевание Христа.
Распятие. Правый фрагмент не сняла. Видимо, кто-то помешал...
Видимо, Сошествие во ад и Вознесение.
Слева какие-то воины кого-то жестоко убивают. Возможно, христианских мучеников? Справа - кентавр как символ двойственности человеческой натуры.
Вот то, что мне удалось разглядеть на Магдебургских воротах.