Игра в города. "Пустили Дуньку в Европу".

Aug 04, 2023 12:21

Маша вдохновила меня на рассказ о городах, в которых я была, но фоток не осталось. Я даже не думала, как далеко заведёт меня память... Но оказалось интересно. Фото я всё же нашла в Интернете, старалась найти то, что соответствовало времени и моим воспоминаниям.
Прошлый пост я закончила Рыбинском. Следовательно, должен быть город на "К". И он будет - Краков. Вообще, сегодняшний пост я посвящаю Польше. Но Краков был в самом конце, а перед ним был Вроцлав, а ещё перед ним - Варшава. И я решила инвертировать рассказ - начну с Варшавы, а закончу Краковом.

Итак, Варшава. Я там была в 1980 году, весной. Я тогда была студенткой 2-го курса консерватории, жила в общежитии, и жизнь моя была наполнена занятиями с утра до вечера. Ни на что другое не оставалось времени. Правда, удалось записаться в студенческий хор Валерия Полянского. Это приятно, потому что давало дополнительные творческие радости, мы выступали в хороших концертных залах, исполняли прекрасную музыку. Где-то после Нового года мы начали учить польские песни. Говорили, что весной будут гастроли в Польшу. Я не особенно вникала, так как была уверена - меня не возьмут, я новичок. Но вдруг меня приняли в гастрольный состав, и - о чудо! - я еду в Варшаву!

Это была весна, возможно апрель или май. Это были буквально последние месяцы спокойной советской Польши. Уже летом начнутся забастовки профсоюзов и появится "Солидарность". Начнётся процесс демократизации и освобождения Польши. А незадолго до нашего приезда, в марте, была страшная авиакатастрофа, убившая 87 человек, и по-своему она стала одним из гвоздей, вбитых в гроб польского социализма. Ничего этого мы, естественно, не знали, и, как ни смешно, форум, на который нас пригласили, был посвящён польско-советской дружбе. Я пыталась найти в Сети точную информацию об этом событии, но, сами понимаете, 80-й год в Польше запомнился другим... Поэтому, могу опираться только на свои воспоминания.
Было очень трудно и долго получать загранпаспорт. Все хористы заполняли многостраничные анкеты и проходили собеседование. Это была стандартная процедура поездки за границу в советское время. Наконец, всё позади. Мы ехали на поезде, в СВ (кажется, за границу других не ходило). И вот - Варшава. Здесь я покажу вам фото Варшавы 70-х и 80-х годов, которые живо напомнили мне то, что я увидела. Вокзал и сразу рядом с ним - "сталинская" высотка.


Новый, современный район. Мы мимо него всё время ходили и ездили.








Поселили нас в каком-то современном отеле,возможно в том, что на фото выше. Не очень помню, как это выглядело снаружи, но внутри всё было супер: кондиционер, шикарная ванная с кучей полотенец и моющих средств, мягкие матрасы, кресла, холодильник... Сейчас это мало кого удивит - обычный гостиничный сервис, но мне всё казалось невероятной роскошью. Не приходилось жить в таких условиях. Наши, советские гостиницы, в которых останавливались, были гораздо скромнее.
Мы там жили несколько дней. У нас была репетиция в студии звукозаписи, где мы записали всё наше будущее выступление. На самом концерте пели под "фанеру". Потом был сам концерт, который я смутно помню. Совершенно не помню, кто там ещё, кроме нас, выступал. Только Лев Лещенко запомнился, да и то потому, что он жил с нами на одном этаже и мы сталкивались несколько раз в коридоре и лифте.
Зато запомнился шикарный ужин в ресторане гостиницы. У нас было несколько девочек, которые увлекались сыроядением. Но в этот вечер даже они снизошли до стейка, не удержались.
В промежутке между записью и концертом мы погуляли по старому городу. Посетили костёл, в котором покоится сердце Шопена. Это запечатлелось.




В Старом городе стояли палатки с хот-догами. Я тогда впервые узнала это название. Было интересно смотреть, как люди их берут, но сами мы не взяли. Зато купили мороженое в рожке. Это тоже было непривычно. Встреченные девчонки из нашего хора сказали, что надо обязательно пойти и купить цветы: уж больно занятно они делают букеты. И мы нашли цветочный магазинчик и попросили букет гвоздик. То, что мы тогда увидели, было удивительно, но сейчас вы можете наблюдать это в любом цветочном киоске: как выбирают упаковку, ленточки, закручивают эти ленточки, декорируют букет бабочками и т.д.
Просто сейчас даже трудно представить себе, что ничего подобного у нас в стране тогда не было! Вот почему я в заголовок поставила фразу про "Дуньку". Польша даже тогда была к Европе гораздо ближе. А мы ходили и смотрели на всё это, разинув рот, но как раз эти мелочи и врезались в память.
Гвоздики отнесли к Шопену.

В последний день, перед поездом, нас повезли на барахолку. Опять-таки: это обычный вещевой рынок. Спустя десять с небольшим лет у нас в стране они появятся повсюду. Но в 1980-м году мы всё покупали в советских магазинах по фиксированным ценам. Джинсы, батнички, туфельки и прочее привозились из-за границы, продавались из-под полы или в специальных распределителях... А в Варшаве всё это продавалось на барахолке, совершенно обычной для современного взгляда, и совершенно экзотичной для нас тогдашних. В тренде были вельветовые джинсы и сатиновые платьица с вышивкой. Это я себе купила, а потом мы с моей подругой Зиной пошли выбирать ей модную плиссированную клетчатую юбочку. Зинка тогда была очень худенькая, и все юбки были ей велики. Продавщица магазинчика разахалась, назвала Зинку "моделькой", схватила юбочку и побежала по лесенке куда-то наверх, велев нам ждать. Минут через пятнадцать она вынесла юбку, уже ушитую точно под зинкину талию.
Вот что мне запомнилось про Варшаву. Такой, конечно, совершенно обывательский взгляд.

Следующая поездка в Польшу состоялась у меня на стыке 1989 и 90-го годов. Собственно, мы там встречали Новый год. За эти годы Польша прошла огромный путь. Я - тоже... Я уже мама двух детей, дипломированный специалист и духовная дочь отца Александра Меня. И, вместе с ещё несколькими членами его общины, приехала на встречу экуменической общины Тезе. Это был первый раз, когда россияне приехали на такую встречу. Поэтому нашу делегацию встречали аплодисментами, было неловко... Вообще, с нами тогда носились, как с писаной торбой, и совершенно напрасно, как я думаю.


Сам город запомнился двояко. Огромные пустынные площади в центре, суровая большая река, монументальные холодные костёлы, в которых чувствуешь себя букашкой.





А жили мы в современном райончике, в совершенно совковой пятиэтажке в очень приятной польской семье. Это была пара средних лет, они нас, трёх девушек, очень опекали, кормили от души польской едой - бигосом, колбасками, творожным пирогом. Запомнилась перина, которой я укрывалась... Много общались (семья свободно говорила по-русски). О Горбачёве (они им восхищались), о "Солидарности" - с гордостью и блестящими глазами. Цены растут, но у поляков чувство весны в душе. (Спустя совсем чуть-чуть времени Польская народная республика перестанет существовать официально).

После Вроцлава мы ещё успели съездить в Краков, нас пригласил монах из общины Михаэлитов. Жили в монастыре, в большой комнате с двухэтажными кроватями. Ну, честно говоря, это была обычная прогулка по центру города, совершенно прекрасному. И, по-моему, он сильно не изменился. Я нашла фото, и такое я помню:





Из общины Михаэлитов мы привезли много книжек Библии. И снова надо пояснять: у нас их тогда не было. Отец Александр просил привезти по возможности. Везти в большом количестве было опасно, могли решить, что на продажу и отобрать на границе. Поэтому на каждой книжке написали: "Дар общины Михаэлитов" и поставили печать ордена. Одна такая книжка до сих пор есть у меня...


Вот на этом сегодня я закончу. И по всему получается, что следующая опять - "В".

память, город, путешествия, Польша, история, #тосамоелето

Previous post Next post
Up