Две "столицы" РЖД

Aug 14, 2021 00:01

Этим летом мне довелось побывать в двух столицах РЖД. В Воронеже - здесь находится Управление Юго-Восточной железной дороги, и в Ярославле - центре Северной железной дороги.
Вокзал, конечно, своеобразное "лицо" города, поэтому очень приятно, что в Воронеже главный вокзал и прилегающие к нему территории так хорошо обустроены. Здесь есть что посмотреть. И есть где отдохнуть. Да и само здание очень красиво, правда, весьма помпезно - в стиле эпохи, ведь его построили в 1954 году. Прежнее здание было взорвано фашистами во время оккупации.


Первое, что мы заметили по приезде - симпатичный садик при вокзале. В него можно попасть только с внутренней территории. В южном городе такое место отдыха и ожидания для пассажиров - отличная идея! Но садик не просто тенистый и уютный.


В нём есть несколько интересных объектов. Например, вот эта аллея.




Каждое деревце посажено в честь одной из железных дорог России:




Но центром всего садика, безусловно, является паровоз-памятник:







Мемориальная доска самому Андрею Платонову обнаружилась на самом здании вокзала (в городе есть и памятник писателю, потом покажу):


И ещё на дорожках парка такие медальоны:




По другую сторону от центрального входа расположились ещё две экспозиции. Первая из них приурочена к 75-летию Победы. Это ретро музей железнодорожной техники. Очень люблю такие музеи, у нас в Москве он был на Рижском вокзале (осторожно говорю - был, так как не знаю, какие там сейчас дела), и был он платный. Здесь вход совершенно свободный, все экспонаты - в идеальном состоянии.































Есть здесь ещё фигуры для фотосессий:








Каждый экспонат имеет табличку с описанием и с QR- кодом. Код работает, я проверяла)


На площадке слева от вокзала прямо при нас в три дня была установлена выставка макетов паровозов. Они довольно большие и очень хорошо сделаны! Тоже с описаниями.





















В общем, на вокзале можно полдня с удовольствием гулять. Ну, это если вы всё это любите) Мы - любим, поэтому были очень рады.

Само Управление ЮВЖД находится в одном из самых грандиозных зданий города, недалеко от вокзала:


А если зайти под арку здания, то увидите и другие:


В Ярославле Управление Северной железной дороги занимает целый квартал - несколько зданий. Самое красивое выходит фасадом на набережную:


Бродя среди зданий СЖД, вдруг наткнулись на граффити. И здесь - замечательный портрет Саввы Ивановича Мамонтова, мецената, предпринимателя, который на свои деньги построил часть северной ветки - до Архангельска.




В Ярославле есть и памятник Савве Мамонтову. Он находится прямо на вокзале. Поставлен к 140-летию Северной железной дороги.








Для меня Мамонтов прежде всего - человек, сделавший очень много для русского искусства. Он открыл талант Шаляпина, создал хороший оперный театр, собрал вокруг себя круг талантливейших художников, оставил нам музей-усадьбу Абрамцево... Трудно себе представить русскую культуру конца 19 века без этого человека. [Здесь можно почитать о Мамонтове]
О Мамонтове.
Среди русских меценатов, покровителей искусства, столь много давших развитию нашей культуры в XIX веке, Савва Иванович Мамонтов отличался особым артистизмом. Это был необычайно одаренный человек, к тому же наделенный мощной энергией и потрясающей интуицией. Унаследовав от отца железнодорожный бизнес, Мамонтов продолжил его дело с огромным успехом и пользой для отечества, в частности, он построил Северную железную дорогу (Москва-Архангельск). В то же время, еще в юности, Савва Иванович страстно увлекался театром, посещал драматический кружок, и отец его едва ли не силой заставлял сына заниматься купеческим делом. С этой целью он отослал Савву сначала в Баку, а затем в Италию - познакомиться с тонкостями торговлей шелком. И здесь, в Милане, Мамонтов неожиданно всерьез увлекся пением, стал брать уроки, у него обнаружился неплохой оперный голос, и вот он уже получает предложение выступить в двух басовых партиях в миланском театре…
Дела коммерции, однако, и тут превозмогли любовь к искусству, Мамонтов вернулся в Москву и занялся торговлей шелком. А спустя несколько лет, снова приехав в Италию, на этот раз в Рим, обнаружил еще один из своих талантов: увлекся скульптурой. И, по словам скульптора Антокольского, с которым Савва познакомился там же, в Риме, дело пошло у него превосходно!
В 1865 году Мамонтов женился на дочери купца-шелкоторговца Григория Сапожникова - Елизавете. А в 1870-м чета приобрела усадьбу Абрамцево, которой в последующие годы суждено было стать выдающимся художественным центром. Так называемый «абрамцевский кружок» объединил таких художников, как Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Поленов, Неврев, Остроухов, Серов, Коровин, Нестеров, Врубель. Мамонтов хотел, чтобы все эти художники могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела, он построил для них мастерскую, всячески поддерживал и поощрял их. Современники вспоминали, что Савва Иванович постоянно «горел», его переполнял энтузиазм, он занимался сразу всем - лепкой, майоликой, живописью, пением, ставил домашние спектакли. И рядом с ним загорались все. В Абрамцеве царила удивительная атмосфера. Важной идейной основой этого художественного сообщества была любовь к России, ее природе, культуре и истории. Мамонтовы начали собирать коллекцию старинной русской крестьянской утвари, в усадьбе были открыты мастерские, в которых возрождались старые ремесла. И сама усадьба сохранялась во всем своеобразии неброской красоты среднеруссой природы, которую так ценил и любил Савва Иванович. «Где же найдешь столько задушевной прелести, простоты и шири, как в русском пейзаже? Около мелколесья полянка, ложок с молевинкой, кусточки кругом, над осокой в сумеречье туман подымается, в кустах соловей защелкал… Так и кажется, что из бочажка тихохонько вынырнет русалочка соловьиной песенки послушать! И любо им, привольно живется на Руси!», - так поэтично описывает Мамонтов русскую природу в одном из своих писем./7, с.47-48/
Абрамцевский кружок воплотил в себе одну из важнейших тенденций времени - стремление к созданию целостной художественной среды.

Так, постепенно, шаг за шагом, Мамонтов подошел к созданию частного оперного театра. В нем соединилось все: любовь Саввы Ивановича к драматургии, к режиссуре, к оперному пению, к живописи, к русскому искусству. Но важнее всего то, что Мамонтов стремился создать новый тип оперного театра, в котором все постановки проникнуты единым творческим замыслом. В стремлении к художественной целостности спектакля Мамонтов привлек к работе в театре своих друзей - художников абрамцевского кружка, сам режиссировал некоторые оперы, пригласил молодых талантливых певцов.
Московская частная опера была открыта в 1885 году, просуществовав три года, закрылась из-за денежных трудностей, а затем, повторно открылась в 1896 году и просуществовала до самого финансового краха Мамонтова в 1900 году и далее при поддержке друзей Саввы Ивановича - вплоть до 1904 года . Этот второй, относительно небольшой период жизни театра, был очень плодотворным и очень важным для дальнейшего развития всего русского оперного дела. «После Мамонтова ни один русский оперный театр не мог катиться по старым рельсам» /10, с.303/
Какие же принципы лежали в основе работы Частной оперы Мамонтова?
Это, во-первых, высокие требования к актерской игре и общей культуре певцов. «Петь надо играя» - таково было требование Мамонтова.
Во-вторых, это было стремление к сценическому ансамблю, в котором все было важно - музыка, пение, игра актеров, декорации, костюмы, и все было подчинено главному - режиссерскому замыслу.
В-третьих, это очевидно из предыдущих двух принципов, - подлинным главой спектакля являлся режиссер.
Позднее эти новаторские принципы были с блеском разработаны К.С. Станиславским в его театральной реформе, а ведь он был другом и, безусловно, последователем Мамонтова.



А вот железнодорожники помнят Мамонтова по-своему...
На барельефах по бокам памятника изображены три крупнейших вокзала:
Рыбинск.


Вологда.


Ярославль.


память, интересное, путешествия, Ярославль, история, паровозы, дорожное, архитектура, макеты, Воронежская область

Previous post Next post
Up