Как и положено в таких местах, мы вели растительный образ жизни. Утром не спеша пили кофе, потом шли на пляж. Дорога сама по себе интересная, мы выбирали разные тропки, чтобы увидеть побольше. Как-то раз набрели на остатки старинной беседки на берегу очаровательного пруда с лягушками.
Прелесть здешней топографии в том, что куда бы ты ни пошел, если будешь идти вниз, обязательно выйдешь к морю. Двигайся по градиенту, и все. После пляжа мы отправлялись в «свое» кафе. Мы обнаружили его на следующий же день после приезда, увидев слово «окрошка» в меню, вывешенном на улице возле входа. А так как мы с Димкой ужасно любим это блюдо, особенно в жару, то, конечно же, мы завернули в кафе. Там оказалось здорово: просторная тенистая веранда на втором этаже, вид на море сквозь верхушки кипарисов, всегда дует свежий ветерок, симпатичные официантки и совершенно домашняя и дешевая кухня.
В Москве уже давно нельзя так дешево и вкусно пообедать. Кафе это оказалось татарское, мы видели его хозяйку - полную величавую женщину, а официантку нашу звали Рада, она тоже, по-моему, татарочка, очень молоденькая и чем-то похожая на хозяйку, возможно, ее дочка. А называется это кафе «Дженет кошесси», что в переводе на русский означает «Райский уголок». Вот в этот райский уголок мы и ходили до самого отъезда, так что нас там уже тоже все знали и встречали как родных. Кухня у них не только восточная, но и вполне себе европейская, много русских блюд, типа окрошки, солянки и т.д. И прекрасные массандровские вина, и пива - залейся. Надо сказать, что не только здесь, но и во всех других местных кафешках имеются два типа столиков: обычные, европейские, со стульями, и восточные - с диванами и подушками - «чайхана», куда нужно залезать без обуви и кушать лежа, так как столики там стоят совсем низенькие .
Мы все-таки предпочитали обычные стулья, хотя многие с удовольствием располагались на диванах.
После обеда наш путь домой обычно пролегал сквозь рынок, где мы закупали что-нибудь фруктово-овощное и шли спать. А после сиесты отправлялись гулять по местным окрестностям, лазить по горам, ну, и купались немножко. Ужинали обычно дома, пили много местного вина, очень легкого и освежающего, ели овощи и моллюсков, которых здесь продавали всюду, много и относительно дешево.
Однообразие (довольно, впрочем, приятное) нашего существования нарушилось несколькими экскурсиями. На всем Крымском побережье сейчас функционирует огромное количество всяких экскурсионных бюро, предлагающих всевозможные экскурсии во все уголки полуострова. Только плати! Цены, впрочем, вполне божеские. Крымская Швейцария, Большой каньон Крыма, пещеры, Бахчисарай, Чуфут-Кале, Карадаг и т.п. Глаза разбегаются! Ялту с зоопарком и ботаническим садом мы отмели сразу, рассудив, что на маршрутке за пять гривен доберемся и сами. И, кстати, не добрались, по той же, вероятно, причине, по какой мы чаще посещаем музеи в других городах, нежели в Москве. Слишком близко, всегда успеется! Только один уголок Ялты мы видели - когда отправились на катере к Ласточкину гнезду. Леха очень просил морскую прогулку, вот мы и поплыли, как только волнение успокоилось ( в первые дни нашего пребывания штормило, катер не мог подойти к пирсу. Зато как красиво было море, Димка даже снял на видео «разгул стихии»!). От Ласточкина гнезда открывается чудный вид, виден Аюдаг (Медведь-гора), рядом стоит знаменитая скала Парус.
А по дороге мы любовались видом Алупки, Воронцовским дворцом, и, конечно, горой Ай-Петри, которая во всей своей красе видна над Алупкой. Очень хорошо был виден фуникулер, протянутый на вершину горы, даже вагончики, ползущие по канатам.
Тогда у нас и родилась идея подняться на Ай-Петри. Здесь это самая распространенная экскурсия, причем, она бывает пешеходная и автобусная. В первом случае вас все-таки везут на автобусе к подножию горы, а дальше вы с проводником по проторенным тропам поднимаетесь на вершину (1234м), и спускаетесь тем же манером. Второй вид экскурсии попроще, доступен практически всем: автобус до Мисхора, оттуда - на фуникулере до плато, от плато метров 200 пешком до вершины, а спуск с плато - на автобусе. Мы выбрали второй вариант, прежде всего потому, что Димке очень хотелось прокатиться на фуникулере. Фуникулер здесь такой же, как когда-то я видела в Тбилиси - такой трамвайчик, куда набивается человек двадцать народу. Мы смогли занять место у окошка, это было важно, потому что Димка приготовился снимать на видео. Дорога идет в два этапа: сначала вагончик плывет довольно низко над землей, видны все подробности лесной дороги под нами, виноградники, сосновый бор (здесь, оказывается, когда-то снимали фильм «Буратино», и балагур-экскурсовод предложил нам поискать остатки карабасовой бороды на одной из сосен). Сосны здесь особые, так называемые «корабельные», из них раньше делали мачты. А вообще, как мы узнали, здешние сосновые леса необычайно целебны. Когда-то известный фтизиатр Дмитриев приехал сюда умирать - в Петербурге ему напророчили полгода жизни, у него была чахотка. А прожил он в Крыму 30 лет. И не просто прожил, а положил начало фтизиатрическому курорту. Он доказал, что сочетание морского и соснового воздуха чрезвычайно благотворно действует на легкие и чрезвычайно плохо - на все виды известных тогда бактерий, в том числе на палочку Коха. Вместе с другими энтузиастами Дмитриев прокладывал по склонам Ай-Петри лечебные тропы для прогулок в сосновом бору. Говорят, что в крымском сосновом лесу в воздухе меньше бактерий, чем в операционной. А всему виной волшебные фитонциды. Вот. И пересадочный пункт нашей канатной дороги так и называется - «Сосновый бор». Дальше начинается второй отрезок дороги - самый длинный безопорный участок канатки во всей Европе. Подъем довольно крутой, градусов 45, земля быстро уходит вниз, и с неожиданной быстротой надвигается неприступная, скалистая Ай-Петри. С юга она действительно кажется неприступной. Серые скалы кое-где покрыты деревцами - это тоже сосны, их называют «альпинистами», потому что каким-то чудом они добывают себе влагу на этих каменных стенах, отращивая корни длиной 20-40 метров, и все-таки тянутся вверх.
Удивительный сюрприз ожидает наверху тех, кто никогда не был на Ай-Петри и прочих подобных крымских горах. Гора-то, оказывается, только с юга неприступная, а, поднявшись на нее, обнаруживаешь обширное плато - «яйлу», полого спускающуюся на север. И здесь, конечно, кипит жизнь - ресторанчики и магазинчики всех сортов и видов, сувениры, шашлыки, дегустация вин, вас зазывают со всех сторон, предлагают покататься на лошади, верблюде и осле.
Впрочем, гора не такая уж «ручная», какой кажется на первый взгляд. Здесь бывают страшные непогоды, ураганные ветры, самые сильные в Крыму, и снег здесь лежит дольше, чем везде на полуострове - по 5 месяцев. Здесь всегда прохладно - внизу было жарко, градусов 30, а здесь мы сразу замерзли и пожалели, что не взяли с собой курток. Не думали, что высота 1200 метров так чувствуется. Но наш экскурсовод обещает нам, что мы сейчас согреемся - ведь впереди вершина, на которую мы еще не поднялись. И мы в темпе отправляемся покорять Ай-Петри. Дорога к вершине идет сквозь буково-грабовый лес, очень темный и без травы. Только сухие листья и корни деревьев под нами.
А верхушка горы голая, покрыта как раз травкой и лишайниками.
Виды отсюда открываются непередаваемые. Море вообще выглядит фантастически. И от красоты всего - земли, воздуха, воды - захватывает дух.
Вид с Ай-Петри на Симеиз
Нам рассказывают, что гора эта когда-то поднялась из моря и была коралловым рифом. И теперь на самой верхушке почти на каждом камне видны окаменевшие следы этих самых кораллов и ракушек всяких, я много наснимала.
Когда мы спускались снова через буковый лес, нам попалось интересное дерево - ягодный тис, возраст которого 1000 лет, о чем свидетельствовала табличка рядом. Для этой породы такой возраст - не предел, они живут до 2500 лет. Дерево совсем небольшое, но ствол у него кряжистый и со сквозными дырками - мы с Димкой друг друга видели. Но зеленое, вполне живое.
До отхода автобуса (он должен был отвезти нас вниз) у нас было время, и мы, конечно, не отказали себе в удовольствии зайти в ресторанчик и съесть местный шашлык. А заодно продегустировали вина и выбрали себе пару сортов - Димке понравился «Черный полковник» - вино, настоянное на миндальных косточках, с привкусом «Амаретто», а я выбрала «Крымскую розу», с ароматом розовых лепестков. Мы взяли два литра, потом жалели, что мало - вино оказалось отменным, а внизу такого не было. Спуск на автобусе с Ай-Петри - это особое удовольствие: 22 километра крутейшего серпантина, ощущение сильное, несмотря на то, что водитель у нас был очень аккуратный и показал чудеса фигурного и нежного автовождения. Посредине пути у нас была остановка на водопаде Учан-Су. Этот водопад считается самым высоким в Крыму, и весной, говорят, представляет собой грандиозное зрелище, а летом, конечно, когда крымские речки высыхают, здесь остается только «каплепад». Но все равно это удивительно красивое место, замшелые скалы, капель, непрерывно струящаяся по ним, спускающаяся каскадами. Рассказывают, что особенно живописно тут зимой, когда все эти капли превращаются в снопы ослепительно блестящих сосулек.
Продолжение следует.