Одиночество без сети: о чем умолчал Вишневский

Oct 23, 2012 09:59

Ее утро начинается cо звонка будильника, прорезывающего тишину. Впереди - завтрак в одиночестве, прогулка в одиночестве, несколько часов работы в комнате наполненной людьми, но в одиночестве. На нотубуке открываются ICQ, Skype и Facebook. Пролистываются новости, просматриваются фотографии жизни других людей. Новых сообщений нет. И ты в роли наблюдателя за чужой бурной жизнью. Больно. Знакомое состояние?

Я смотрю на святящуюся в уголке скайпа цифру - 35 185 582 человек онлайн - и думаю, что, наверняка, больше половины испытывают или испытывали что-то похожее. Кто-то научился замещать это гложущее чувство общением в сети, кто-то - выращиванием гортензий на подконнике или разведением карликовых шпицев, котятами или попугаем, который научился говорить. Кто-то так и живет в постоянном страхе. Кто-то работает с этим у психотерапевта, но таких единицы. А рано или поздно почти все сталкиваются с ощущением одиночества.
Оно накрывает нас в самых различных местах: на площади, посреди шумного праздника или в тишине гостиничного номера, среди родных и друзей или в удалении от них на 100 км. Порой, кажется, что именно бегство от одиночества определяет все наши цели и достижения. Но никакого надежного средства противостоять ему, кажется, не существует.



Но так ли это на самом деле? Что лежит в основе нашего страха? Психологи говорят, что в основе страха одиночества лежит страх смерти. Ни больше, ни меньше. На уровне рефлексов, на генном уровне наш организм точно знает, что выживать проще в коллективе - не зря в древности изгнание из племени приравнивалось к смертному приговору. И хотя времена, когда изгнанного из племени пожирал динозавр, давно миновали, мы по-прежнему стремимся окружить себя людьми и верим в то, что 100 друзей лучше, чем 100 рублей.

Истина же, как обычно, кроется где-то посередине истории. Вряд ли сто друзей - это так уж хорошо. Скорее всего, большинство из них можно отнести разве что к категории приятелей, ну или вы сверх открытый и доверчивый человек, обладающий к тому же уймой свободного времени, если умудряетесь поддерживать искренние и глубокие отношения с таким количеством народу. Как правило же, это говорит о том, что человек смертельно напуган и стремится убежать с помощью поверхностных, неглубоких отношений, чаще всего не приносящих ему удовлетворения.

Те же, для кого одиночество это не абстрактное понятие или вдруг накрывающее ощущение, а привычная реальность, с которой приходится мириться, скорее всего, впали в другую крайность. Решив, что раз уж человек рождается один и умирает один, то и нет никакого смысла расходовать ресурс на поддержание социальных контактов, они живут в привычной тишине, почти перестав ее замечать. Порой их накрывает депрессия - но о ней некому рассказать. Порой случается простуда - но некому принести колдрекс и согреть чай. Порой завязываются отношения - но быстро заканчиваются, потому что с собой любимым жить куда привычнее, чем договариваться с чужим.

Современные средства связи отчасти блокируют ощущение одиночества - и это, как раз то, чему посвящена книга Януша Вишневского "Одиночество в сети". Даже случайные cобеседники в ВарКрафте могут купировать приступ одиночества, поддержать разговор и поднять настроение. Но на самом деле проблемы не решают.

А что же решает? Как ни грустно, но ответ будет тем же, что и у большинства психотерапевтов, писавших на эту тему: дорога к себе, понимание себя и своих истинных интересов. Чем на самом деле тебе хочется заниматься? Что тебя радует, смешит или развлекает? Чем бы ты занимался, если бы, наконец, не надо было работать? Каким ты видешь человека, мужчину, который мог бы быть рядом? Движение в этом направлении гарантированно через некоторое время создаст вокруг тебя круг единомышленников со схожим складом ума, характером и интересами. И их количество будет определяться лаконичным словом "достаточно". Ровно столько, чтобы никогда больше не просыпаться одиноким - куда бы тебя ни занесло.




Previous post Next post
Up