Не посчитайте за слабость, но реакция на "красивые" даты каким-нибудь письменным отзывом постепенно входит у меня в привычку. Не потому, что надо обязательно что-то написать, чтобы осталась потом память (хотя отчасти и поэтому тоже), а потому, что в такие дни со мной обязательно что-нибудь случается. Что-нибудь эдакое. Боюсь, не свалится ли в один такой прекрасный день на меня метеорит или астероид? Успокаивает лишь то, что день с сакраментальным шифром 66.66.66. в нашей системе летосчисления невозможен. Тогда бы точно что-нибудь упало на меня сверху из разверзшейся дыры космоса. Может, и не метеорит, но, например, заплутавший на орбите обломок станции "МИР" или сдохший спутник - почему нет?
Вот и сегодня, 13.12.11. - в день обратного отсчета, the day of a final countdown, не обошлось без приключений, которые, кстати, меня сопровождают с самого утра. И вроде нигде на мне не висит никакой таблички про неистовую жажду экстрима: ни на лбу, ни на пятой точке, к которой весь этот экстрим, согласно народной молве, привык прилипать. Но он все же подждидает. Ждет и выпрыгивает в нужный момент из сухих зарослей, как голодный гепард.
Так вот, первое событие, вылетевшее из кустов на сумасшедшей скорости и врезавшееся в меня своими клыками, меня очень просили не афишировать. Поэтому я, будучи человеком-словом, не стану рассказывать, что конкретно произошло. Обмолвлюсь лишь, что сообщенное утром по телефону (а было это именно по телефону) меня не просто не обрадовало, а повергло-таки в шок. Таким незатейливым образом задался веселый ритм сегодняшнего дневного цикла. За шоком последовала печаль, за печалью тупая апатия, а вместе с ней в голову ввинтился маленький буравчик непрестанно шевелящейся мысли. И думалось мне не о чем ином, как о будущем. О будущем, насчет которого я и раньше-то был не совсем уверен, а теперь, уже после злополучного звонка, не уверен вовсе.
И вот, под занавес сегодняшних представлений, натерпевшемуся тычков в ребра, отдавливаний ног и воздействия сверху лежавшей на моих плечах мужской руки, неистово тянувшейся к отдаленному поручню в переполненном до отказа автобусе, мне стало интересно: а какое оно, наше будущее? Что ждет нас лет эдак через сто-двести, если случится вдруг пережить декабрь 2012 года? Неужели мы найдем на Марсе древнюю подземную исследовательскую станцию, принадлежавшую когда-то высокоразвитой расе существ, вымерших 50 тысяч лет назад? Станцию, сохранившую в своих недрах данные и устройства, которые мы изучим и которые совершат мегапрорыв в области космических технологий и тем самым изменят всю нашу жизнь, позволив землянам путешествовать меж звезд и общаться с другими населяющими галактику расами разумных организмов.
А ведь именно таким видится будущее американскому фантасту Дрю Карпишину, автору популярной пока-еще-трилогии "Mass Effect". То, что произойдет после этого колоссального открытия, действительно достойно того, чтобы об этом мечтать. Помимо космических полетов на невообразимые расстояния и всего, что с этим связано (вплоть до добычи доселе неизвестных полезных ископаемых - неисчерпаемых источников энергии), Карпишин делает акцент также и на том, что произошло на самой Земле. Большинство стран мира объединяются в мощнейший и нерушимый союз государств, в котором одна общая экономика ставит жизнь на качественно иной уровень. Люди, осознав свои дальнейшие перспективы, задумались о "приведении в порядок" всех царящих в мире неурядиц, забыли о деятельности ради наживы и личной выгоды, отбросили все предрассудки, связанные с межнациональной и межконфессиональной рознью, и многое-многое другое, мешавшее всем нормальным людям спокойно жить. На Земле постепенно исчезли четкие антропологические границы рас и возникла одна смешанная, генетически более совершенная, чем все расы поотдельности - результат массовых межрасовых и межнациональных союзов. Технические новшества позволили остановить непрекращающиеся глобальные катастрофы, разрушение озонового слоя атмосферы, дали возможность "перезагрузить" экологию и практически свести на нет вредные производства. С открытием нулевого элемента стали ненужны атомные электростанции и нефть. Наступил в буквальном смысле "золотой век".
Конечно же, с уходом старых проблем появилось очень много новых, доселе неизвестных, гораздо более масштабных - и поэтому очень пугающих, и этим проблемам, вставшим на пути ярого стремления человечества к спокойной, гармоничной жизни, и посвящены книги Дрю Карпишина. Мне же любопытен сам факт. Возможно ли в принципе нечто подобное? Есть ли у нас хоть какие-то желания, шансы, предпосылки для будущих глобальных прорывов и свершений?
Многие говорят, нет. Мы с настоящим-то никак совладать не можем, а тут еще какое-то будущее. И я бы мог с этим согласиться, приведя даже не социально-политические, а лингвистические аргументы. Что, как не язык, как можно более полно показывает категории, которые нам действительно важны? За мысль о грядущем в нашем языковом сознании отвечает банальное и всем хорошо известное будущее время глаголов (в основном). Как это ни поразительно, подавляющая часть языков нашей планеты, коих насчитывается несколько тысяч, не имеют в своем арсенале будущего времени. Вообще. Есть настоящее, есть разветвленная система прошедших, но нет будущего. О какой же важности тогда можно говорить? Если взглянуть на историю русского языка, окажется, что и у нас долгое время не было будущего времени (оно всячески подменялось разными другими в сочетании с особыми словами). Да и сейчас его по-хорошему нет: ученые выделяют прошедшее, настоящее и настояще-будущее времена.
Однако лингвистика лингвистикой, а факты показывают некоторые несостыковки с действительностью. Так, например, самая прогрессивная на сегодняшний день страна, где развитие науки и техники достигло больших результатов, - Япония, не имеет в своем языке будущего времени, и это не помешало ей создать технологии, о которых еще в 20 веке писатели-фантасты с восторгом кропали тома за томами. Многое из того, что считалось абсолютным плодом человеческой фантазии, сегодня благодаря японским ученым самая что ни на есть реальность: сотовые телефоны, беспроводной интернет, спутниковая связь, компьютерная навигация, экологически чистые автомобили, работающие от домашней электророзетки. Некоторые вещи мы сегодня уже и не воспринимаем как новшества: они для нас обычное дело. Но если сравнить мир сегодняшний и мир столетней давности, можно сильно удивиться: 20 век и без того кажется современной молодежи каменным.
Человечество не умеет задумываться о своем будущем и будущем планеты, но неуклонно идет по пути воплощения этого будущего, и так было во все времена. Видимо, есть в нас какой-то особый инстинкт - развиваться и развивать, делать более удобным и функциональным все вокруг себя. Этот инстинкт, конечно, не основной, но тоже работает. В результате мы получаем новинки, которые, естественно не без негативных последствий, становятся очередными ступеньками в лестнице времени. Многое из того, что порождается человеческим воображением, становится объективной реальностью, и многое из того, о чем мы и представить себе не могли, неожиданно появляется в нашей жизни и сопутствует нам всюду и везде. Вопрос о том, возможно ли будущее в том качестве, в котором его видят писатели-фантасты в своих романах, ответа пока не имеет. И вряд ли он появится, этот ответ. Ведь мы сами не знаем, куда идем, не видим той тропинки, которая уводит нас вдаль по оси времени. Мы только строим догадки, предчувствуем, предполагаем, конструируем гипотезы и прогнозы. Большинство из них неизбежно оказываетя ошибочными. Но есть некоторая часть - малая толика от общего объема, которая служит нам робкими проблесковыми маячками на этом сумрачном пути вперед.