Диптих о журналистике

Nov 24, 2011 20:21


1.

 
Матвей Ганапольский - мой новый любимый человек.
...??!!!...
Да! Только так... И не потому, что знаменитость, не потому, что достиг успеха и невероятных высот в своем деле, не потому, что является автором и ведущим многих теле- и радиопередач, и даже не потому, что он  такой же (по его собственному выражению) циник, каким я сам иногда являюсь, когда настроение хорошее.
Нет, не поэтому. Я бы счел за честь пожать этому эпохальному человеку руку (и непременно бы перестал ее после этого мыть!) за его честность, харизму, за жизненную позицию и за искренное ее выражение, за небоязнь оглашать то, о чем другие предпочтут промолчать. За верность своим идеалам и, конечно, за ощущение того, что все мы связаны и зависим друг от друга порой настолько, что кажется, будто сами мы ничего не можем вовсе. Даст сбой одна из трудяг-клеток - рано или поздно умрет и весь большой организм.
      Сейчас в моих руках книга Матвея Юрьевича, вышедшая в 2009 году. Книга о том, к чему моя страждущая душа стремится каждым своим миллиметром уже очень давно. Называется "Кисло-сладкая журналистика". По сути дела и по заявлению самого автора, это настоящий учебник по журналистскому мастерству, только написанный в удобоваримой форме, занимательной и наглядной. Нисколько не слицемерю, сказав, что это одна из лучших книг, когда-либо попавшихся мне на глаза, и надо сказать, что сейчас, в данный момент,  мне достаточно трудно подобрать прилагательное, которое бы вбирало в себя самую суть помещенных туда мыслей. Интересно? Да, безусловно. Но все же гораздо больше, чем просто интересно. Жизненно? Правдиво? Убедительно? И снова да, хотя опять же нет. Наверное, больше всего для определения качества книги подойдет английское слово witty, точного перевода которому в русском языке не найдется. Это и мудрость, и оригинальность, и остроумие, и меткость, и поучительность, и все ароматы Франции в одном флаконе. Именно witty, потому что только вещь, к которой применимо это слово, может внушить тебе, помимо тонны позитивных эмоций, еще и самое главное - веру в себя.
      Я бы посоветовал прочитать эту книгу не только тем людям, у кого наблюдается особая страсть к журналистике и ко всяческому влиянию на общественное мнение. Советы, данные Матвеем Ганапольским начинающим представителям четвертой власти, окажутся полезными в любых спорных жизненных ситуациях представителям самых разных профессий и носителям самых противоречивых жизненных убеждений. Эта книга не о том, что нужно думать и что знать, а о том, КАК думать и КАК знать. Без этих, казалось бы, простых навыков и умений редкий современный человек устоит под гнетом всего того маразма, который нас окружает каждый день, и успешно пройдет длящийся испокон веков кастинг под названием "естественный отбор". Конечно, нельзя не привести несколько самых ярких цитат, которые мне приглянулись и которые неплохо было бы всегда иметь перед глазами в минуты моральной подавленности. Посмотреть на них. Вздохнуть. Улыбнуться. И идти по жизни дальше. Потому что останавливаться никогда нельзя: за вами по пятам следует гигантский асфальтоукладчик существования.
"Мы будем говорить о журналистике весело, потому что невозможно не улыбнуться факту, что кто-то у кого-то берет интервью, и за это еще платят деньги... трудно понять, как в одной профессии соединяется бог и черт. Поэтому будем рассуждать об этой странной профессии с улыбкой, как рассуждаем о неведанном".

"А вы знаете, что журналистика - опасная профессия?.. Журналисты рискуют жизнями и стоят под бомбами. В странах с диктаторами у власти они гниют в тюрьмах. Убийство журналистов стало привычным явлением. Почему я пишу об этом? Потому что это правда! Потому что, выбрав эту профессию, вы можете погибнуть. И вы должны отчетливо это понимать".

"Вы должны уметь сообразно внутренним критериям отличать плохое от хорошего, вы должны чувствовать недостатки жизни. Вы должны не побояться публично заявить об этих недостатках. Вы должны написать или сказать об этих недостатках так, чтобы на это обратило внимание как можно больше людей. Вы должны понимать, что далеко не все считают недостатком то, что считаете вы. Более того, вы должны быть готовы, чтобы в темном переулке встретиться с авторами этих недостатков. Вы должны понимать, что один раз написать о недостатках - это просто нагреть воздух. Радио, телевидение, Интернет, блоги - это все размывает вашу проблему, она теряется в потоке информации. Поэтому вы должны быть готовы снова и снова говорить о той же проблеме, чтобы какой-то человек сказал однажды жене: "Слушай, этот парень уже пятый раз пишет об этом ресторане. Может, не пойдем в него, а выберем другой?" И это будет ваша маленькая журналистская победа".

"Если вы пишете неграмотно - вы можете подучиться. Если вам нравится чей-то журналистский стиль - вы его можете освоить. Если вы хотите писать о какой-то удивительной, доселе неизвестной вам профессии - вы можете ее изучить. Вы не можете сделать только одно - заставить себя рассказывать об этом другим. Это дар, это особое человеческое свойство. Оно либо есть, либо его нет. Именно этот дар отличает журалистов от всех прочих людей. Это как будто подвид homo sapiens".

"Вам кажется, что в редакции сидят люди, вцепившиеся в свой стол зубами, и что они отстреливаются, боясь конкуренции. И да и нет. Никто не хочет терять работу, это правда. Но, одновременно, любой сотрудник любой редакции мечтает найти молодого талантливого человека, чтобы тот стал его учеником и последователем. С какого-то момента ты понимаешь, что тебе не вечно сидеть за этим столом, и в тебе просыпается странное профессиональное отцовское чувство. Ты ищешь талант, чтобы передать ему то, что умеешь. Вы, наверное, много раз слышали фразу: «Он был моим учителем в профессии». Это не выдумка, это действительно существует".

"Вернемся к первому робкому визиту в редакцию. Если вам вернут вашу заметку - не обижайтесь. На это есть причины… Тут важно понять - перед вами стоит редактор. Это человек со своими вкусами и пристрастиями. Кроме того, у него болит зуб и невыплачена ипотека. И еще, у него есть гора текущей работы, которую ему поручили, потому что заболел его коллега..."

«Совесть напоминает известную истину: пусть лучше будет так: вы поехали, перепробовали все, старались, как могли, но у вас не получилось. И вы вернулись. Но, поверьте, вы вернулись победителем. Потому что честны перед самим собой.
Вы говорите: «Я проиграл, я это признаю. Но я попробовал».
И между этой фразой и фразой: «Вот, если бы я поехал, то стал бы…» - огромная разница.
Ваша совесть любит вашу честность.
Быть патриотом своего городка - это одно.
Быть патриотом своей профессии - это совсем другое.
Поэтому вам мой искренний совет: если вы серьезно решили стать журналистом, целуйте родителей, возьмите денег у друзей и любимой девушки. И с криком «завтра верну», езжайте в Большой Город. И пусть вас не мучают комплексы, как отдать деньги. Станете Ларри Кингом - вернете.
Change Is Good».

«По своему опыту могу сказать, что лучшие ведущие - это те, кто имеет историческое, педагогическое или филологическое образование. Многие мои коллеги на «Эхе Москвы» блестяще знают историю. Я завидую их эфирам. В конце концов, все, что происходит вокруг нас, имеет свои исторические или гуманитарные аналогии. И мои коллеги легко ими пользуются», - и за эту самую цитату я готов просто расцеловать автора!

«Постарайтесь только не идти по пути Герострата и Нерона. И дело даже не в том, что устраивать пожар нехорошо. Просто все, что могло сгореть - уже сожгли до вас, а остальное хранится в электронном виде».

«…если при вашем появлении многотысячная толпа благоговейно не затихает, если брошенные вами фразы не называют афоризмами, если ваши фотографии не висят на лобовых стеклах у водителей-дальнобойщиков - это значит, что харизма еще не созрела. Не губите себя, не торчите в эфире без дела. Поучитесь, поднаберитесь опыта, понаблюдайте за старшими коллегами.
И однажды миг торжества настанет. Харизма созреет, и благодарные народы придут к вам и сами попросят быть в эфире побольше. И вы любезно согласитесь».

2.

Прочитав "Кисло-сладкую журналистику" Ганапольского, а возможно, и задолго до этой знаменательной вехи в вашей жизни, вы можете спросить себя: "А что же такое журналистика?" Вернее даже не "что такое?", а "какая она?". Уверен на 99 процентов, что у каждого из нас свое представление об этом во многом странном и двусмысленном феномене, причем, в большинстве случаев это представление основано скорее на мифах, чем на реальных фактах. Вот и я, как человек, пытающийся просчитать свою перспективу, решил задуматься, а что же такое журналистика для меня. Чего я жду от нее, и следует ли вообще чего-то ждать? Как я вижу свое существование в этом сумасшедшем мире вечной раздражимости, реагирования, бдительности и неустанного говорения, в широком смысле этого слова? И вот к каким выводам я пришел.
Во-первых, не следует думать, что журналистика создана лишь для того, чтобы достичь неимоверной славы, популярности. Чтобы, увидев тебя на улице, люди стремительно атаковали тебя салфетками и ручками с просьбой нарисовать там свой автограф для маленькой дочурки. Это и многие другие крайности, в частности каждодневное мелькание на ТВ в праймтайм, участие в глупых реалити-шоу по вечерам и просиживание штанов на новогодних "огоньках", касаются скорее гламурных кинозвезд и светских львов, чем работников блокнота и микрофона. Слава - вещь очень тонкая, и материал, из которого она сделана, поддается лишь сверхделикатной стирке. Если ты не делаешь этого вовремя, то аудитория перебегает туда, где это полотно почище и поновее, чем у тебя. Если же ты делаешь это слишком усердно и интенсивно, как некоторые наши звезды пластические операции, то зрителей начинает тихо тошнить от вас и от вида вашей протертой насквозь безСЛАВной простынки. Но это отнюдь не значит, что, придя в журналистику, у вас нет ни единого шанса прославиться. Здесь имеет значение не только целостность этого полотна славы, но и его размер. Чем меньше оно и чем реже используется как средство достижения успеха, тем легче за ним ухаживать. Так что правило номер один можно обозначить следующим образом: популярность должна быть не материалом, из которого сделана ваша одежда, а ярлычком с этикеткой модного бренда, на который обращают внимание лишь истинные ценители.
Во-вторых, весьма наивно ожидать, что, став журналистом, вы будете писать о том, что вам действительно нравится, чем вы живете. По крайней мере, на начальных стадиях карьерного пути. Чтобы стать Кэрри Брэдшо, которая рассказывает своим читателям о том, что окружает ее каждый день, чем она буквально дышит и что заставляет ее просыпаться и идти куда-то каждое утро, нужно потратить кучу времени на приобретение собственного веса и авторитета в кругах своих коллег. Именно тогда перед вами откроют незримый шлагбаум, закрывающий проезд в страну "идейных лидеров и законодателей". Надо помнить еще и о том, что Кэрри, какой бы гармоничной с точки зрения журналистского творчества она ни казалась, является героиней придуманной, книжно-телеэкранной, а значит, во многом утопической. Поэтому правило два: лицезреть свою мечту на экране телевизора - это одно, воплощать ее в реальности - совсем другое. Это почти как "правда эфира" и "правда жизни" у Ганапольского.
В-третьих - и это самый главный, как мне кажется, вывод - нельзя останавливаться на достигнутом и (!!!) разочаровываться в том, что делаешь. Никогда. Если вы перейдете эту черту вселенского и всеуничтожающего огорчения самим собой, назад дороги не будет. И это касается любых видов деятельности, не только журналистики. Но для журналистики эта максима имеет несколько более весомый смысл, чем для всех остальных профессий. Невозможно хорошо говорить/писать/спрашивать о чем-либо, если ты заранее знаешь, что все это бесполезно и никчемно. Заинтересованность - это наше все, и зажечь в себе этот маленький, прожорливый огонек энтузиазма - задача самая сложная из всех, о которых уже было сказано. Потому что все вокруг будет сопротивляться этой вашей искорке, у каждого в шкафу припасено большое десятилитровое ведро с водой или порошковый огнетушитель - как раз на случай встречи с такими вот "помешанными". Тогда довольно резонно и правило три: не нужно пытаться выставлять свой огонек напоказ. Пусть он хранится где-то внутри, в защищенном пространстве, где его никто, кроме вас и тех, кому вы доверяете, не увидит. И тогда ничто не помешает ему протянуть вам руку помощи в трудную минуту. В минуту, когда из серости и будничности нужно извлечь что-то ценное, любопытное и действительно интересное. Вам и вашей аудитории.

Книги неизбежно настольные, ...he deals the cards as a meditation...

Previous post Next post
Up