Минский тракторный. Часть 2

Dec 26, 2013 21:26

Евромайдан в Киеве очень
сильно всех отвлёк, но пора
возвращаться к обещанным
темам.

Это тоже мог выпускать МТЗ, но отдельное "спасибо" "эффективным менеджерам" за развал заводов-смежников.

Зенитно-ракетный комплекс "Панцирь"


Об этом чуть позже лучше расскажут сами работники МТЗ, а пока


    Андрей: МТЗ-80 до сих пор самый выпускаемый на заводе трактор.  Строго говоря это, конечно, уже не трактор далеких 70-х годов. Повышены комфорт в кабине, модернизированы некоторые узлы, но трансмиссионный блок по большему счету тот же. Преимуществом данных тракторов пока остается относительно низкая цена, неприхотливость в эксплуатации и доступность в обслуживании. Недостаток и - это все-таки техника, разработанная в прошлом веке. Да и развитие тракторостроения сейчас движется к разработке энергонасыщенных (более мощных по-простому) тракторов. Сегмент 70-120 сильных  тракторов в Европе и Северной Америке в настоящее время сокращается, с другой стороны в развивающихся странах  и по сей день велик спрос на простую и неприхотливую технику.

Кортес: Как обстоит дело с качеством продукции?

Андрей: Конечно на заводе постоянно проводятся действия по повышению качества выпускаемой продукции. Но сказать, что с качеством на Минском тракторном все хорошо, нельзя. И этому есть причины. В машиностроении не самые большие зарплаты, особенно у инженеров и технологов, а ответственность высока. На заводе почти потеряно поколение инженеров 90-х - 2000-х годов, дорабатывают пенсионеры и работают молодые специалисты. Молодые ребята отработав по распределению, уходят на более высокооплачиваемую работу, часто совсем не связанную с конструированием. Получается среди молодых постоянная текучка кадров, а старшее поколение постепенно уходит на пенсию. Модернизация оборудования тоже не проходит гладко. У завода, такого размера, как минский тракторный просто нет таких средств, что бы провести полную модернизацию по всем технологическим цепочкам. Смена оборудования проводится частично, а этого не достаточно для обеспечения выпуска высококачественной продукции. Особенно это касается такой высокозатратной  сферы, как литейное производство. Государство конечно помогает, но таких затрат не может позволить даже оно.  Кредиты в Белоруси вообще не подъемны, 20-50% годовых. Исчезли многие поставщики комплектующих на постсоветском пространстве. Например, гидравлику приходится покупать либо у западного производителя, что увеличивает стоимость трактора, или у китайского (не самого лучшего), что снижает качество продукции. Наладить же производство у себя обратно же надо средства. Это все очень сложные проблемы, которые во много раз усиливаются от ошибок в руководстве предприятием, особенно сейчас, во время мирового кризиса.

Кортес: А как МТЗ выдерживает конкуренцию с основными производителями тракторов в мире?

Андрей: С переменным успехом. Основной рынок минских тракторов, это постсоветские республики, Азия, Северная Африка, Центральная Америка. В последнее время выпуск тракторов колеблется от 45 тыс. до 65 тыс. единиц техники в год. Около 40% от нее - это Россия. На завоевание новых рынков средств не хватает, создание сервисных центров дело затратное. На данный момент завод старается не растерять уже существующие рынки, хотя конечно есть и некоторые успехи в освоении новых, например Венесуэла и Никарагуа.

Кортес: Перечисли основных конкурентов и какими преимуществами они пользуются в сравнении с МТЗ?

Андрей: ...Это в первую очередь западные тракторные корпорации: Jhon Deere, CNH, AGCO и CLAAS. Эти корпорации каждая имеет свои мощные финансовые структуры, которые обеспечивают своих покупателей дешевыми кредитами или возможностью доступного лизинга при покупки своей техники. Надо заметить, что уже не раз западных производителей ловили на продвижении своей техники в развивающихся странах посредством отката государственным чиновникам. В тоже время нельзя отметить, что западные корпорации после развала СССР только расширяли свои рынки. У них не было провала в своей модернизации. И если технически мы не так уж сильно от них отстаем, то по качеству используемого материала и средствам электронного управления отставание огромно.

Кортес: Другие преимущества есть у конкурентов?

Андрей: Западные конкуренты за счет свободных финансовых средств довольно быстро возводят свои сервисные центры. А оперативное обслуживание неисправной техники,  есть существенный фактор для освоение новых рынков сбыта. Так же в сфере рекламирования
своей техники они явно превосходят наши отечественные предприятия.

Кортес: Ладно. Почему вы считаете, что РФ, подписав соглашение о вступлении в ВТО, подставило Минский тракторный, а может и всю Белоруссию?

Андрей: Дело не только в ВТО, а в сочетании с ТС. В ТС существует норма, что для всех стран ТС внешние пошлины унифицируются по самой низкой. Допустим, Казахстану невыгодно ограждать свой рынок от производителей тракторов, потому что у него нет своего тракторного производства. Поэтому у него самые низкие ввозные пошлины на трактора и РФ делает для себя точно такие же пошлины. Но если в ТС мы все таки можем договориться, ведь правила тут пишем мы, то в ВТО за нас решают другие. После вступления России в ВТО для иностранных тракторостроителей были снижены таможенные пошлины, и они с успехом теснят российского производителя. Российскому производителю, чтобы выжить, приходится делать это за счет белорусского сегмента рынка. Экспорт МТЗ в Россию уменьшается.

Кортес: Да. У нас тоже забегали джондировские трактора. Мои технически подкованные друзья говорят только, что их не покупают, а арендуют. Слишком дороги вроде...

Андрей:  Да, дорогие. Но во-первых, сняты ограничения с продаж подержанной техники, а это уже другие цены. Во-вторых, налажен неплохой сервис, но к этому и нам надо стремиться. В-третьих, западные корпорации уже внедряются в госзакупки, а это уже прямой удар по отечественному производителю.

Кортес: Но сниженные пошлины благо и для МТЗ? Как-то я слышал, что батька жаловался на высокие пошлины (или стоимость перевозок) на белорусскую продукцию.

Андрей: Благо для наших производителей  - это защищенный рынок в рамках ТС. В ТС мы договариваемся между собой и ищем компромисс. ТС конечно должен расширяться, ведь Беларуси, России и Казахстана явно не достаточно для самостоятельной технологической и экономической зоны. И внутренняя защита от иностранных производителей  конечно же не должна значить, что мы не должны требовать качественной продукции от нашего производителя. Должна быть программа новой индустриализации наших государств. Мы должны дополнять и развивать друг друга. Это сложный и трудоемкий процесс, за который к сожалению никто в наших государствах еще не взялся.

Кортес: Предпринимает что-либо завод для преодоления возникших проблем

Андрей: Да, как я и раньше говорил, частичная модернизация по мере возможности на заводе проводится. Представители завода пытаются пробиться на новые рынки, это Центральная и Южная Африка, Центральная и Южная Америка, Индонезия. Кроме колесных тракторов минское предприятие освоило производство лесных машин (форвардеры и харвестеры), рубильные машины, шахтные шасси, гусеничные сельскохозяйственные и промышленные тракторы, железнодорожное шасси, коммунальное шасси. Завод скорее жив, но проблемы с каждым годом растут и преодолевать их становится все труднее.

Кортес: Будем ждать рассказа, что произошло с производством ЗРК "Панцирь", как ты и обещал. Я спросил одного знакомца из Подольска, какой завод был вашим смежником. Он предположил, что этот. Но на сайте ничего не сказано о военном производстве.., или из соображений секретности, либо уже секретничать не о чём.

ВТО, Россия, Белоруссия, Техника

Previous post Next post
Up