Вокруг нас много текстов. Они повсюду - под фотографиями в Инстаграме, в виде лонгридов на наших любимых ресурсах, в рекламе и в книгах. Тексты пишут люди, а значит "душелюбу и людоведу" сложно удержаться от соблазна заглянуть между строк.
Что я вижу в текстах: за каждым из них разворачивается интересный фон из привычек, идей, убеждений автора. Читаю, например, на одном культурном сайте про стыд, социальные ограничения, в которых, по-видимому, выпускница фил или журфака привыкла плавать настолько, что вообще не замечает товарищей, для которых стыд - вообще не ограничение, так, традиция, разве что. Их тысячи, а в её реальности они отсутствуют.
А вот пишет мужик, о том, как достали на работе, о жизни тяжёлой, о том, как он благородно в очередной раз спас организацию от краха и ему за это пожали руку. Человек из своей реальности передаёт большой привет, он рассказал про себя столько, что ему уже можно было бы составить программу выхода из кризиса, вот только не нужно ему это. Он знает, что живёт правильно. Неправильная только жизнь вокруг него.
Читаю, как молодой автомобильный журналист с нескрываемой скукой рассуждает о неидеальности очередного французского кроссовера, в десятитысячный раз сетуя на отсутствие немецкой логики в расположении французских кнопок. У него всё хорошо, он знает: что ему нравится, что ему выбрать, как жить. Только не создаёт ничего нового. И от этого ему на душе тошно, но тошнота приходящая, а Netflix по вечерам стабилен, и производит иллюзию участия в течение жизни, поэтому не стоит отвлекаться на такие мелочи.
Недавний текст одной, замечательной женщины про жизнь в одном московском дворе вызвал мурашки. Таких текстов нынче мало. Масштаб личностей не тот. А она им обладает, и это ощущается яснее, чем зима в конце 2017. Этот текст не транслирует в тысячу первый раз идеи, которыми питается повседневность. Он изобилен мыслями, чувствами, но не спускается до того, чтобы разжёвывать. Sapienti sat.
А ведь в масштабе личности автора и заключается хороший текст. Не в грамматике, штиле, не в картинках или шрифтах, не в актуальности, даже. Люди так или иначе, чувствуют этот масштаб, даже если этой личности не посчастливилось выучить в своё время правила пунктуации. Она не знает границ идеологических, социальных или коммерческих. Я всегда опасливо отношусь к тем, кто пытается её обличать. Мол, Толстой, какой он нравственный ориентир, он с крестьянками грешил, а Есенин - алкоголик. Обличители проецируют свои самые страшные черты прямо на великих. Получившиеся искажённые образы ложатся в головы и закрепляются там пуская корни. Критики-паразиты берут великие имена, не защищённые авторским правом, и втаптывают их в грязь.
Из каждого человека транслируется свое содержимое. Оно либо будоражит в нас любовь, жизнь творчество, либо тянет нас ко злу, выворачивает наше внимание на внешние независимые от нас обстоятельства, в итоги делая беспомощными и подталкивая к смерти. Каждому из нас стоит стремиться к росту личности. Физическая смерть неминуема, вопрос только в том, чего стоила ваша жизнь.