Несколько лет назад в рунете бурно и активно стал распространяться публицистический сюжет об "Атаке Мертвецов". Этот беспрецедентный подвиг солдат и офицеров русской армии времен Первой мировой войны разные структуры и личности, как водится, использовал кто как мог- кто для пропаганды, кто для напускного пафоса. А реальных биографических сведений
(
Read more... )
То есть, все события после первоначальной атаки развивались не очень быстро (7 часов) и происходили уже на местности на которой не было газа.
- Я знаю что такое хлор, как его применяли для газовых атак, каким было от него поражение и насколько он распространялся (например, те кто оставался и стоял в окопах страдали от хлора меньше чем те кто спасался бегством, так как бежавшим приходилось бежать в газовом облаке и интенсивно дышать), а хуже всего приходилось тем кто лежал на дне окопа (хлор тяжелее воздуха и стремится затекать в низины).
- Я также примерно знаю каким путём искажается информация во время боевых действий. Если в первичных документах (журнале боевых действий) не говорится что гарнизон крепости был отравлен, то он не был отравлен что бы об этом ни говорилось в последующих исследованиях.
Reply
Все же и М. Свечников и В. Буняковский непосредственные участники событий, а не позднейшие исследователи. Они четко говорят, что и Котлинский и Стржминский и многие другие в крепости были отравлены(видимо, легко). Естественно, в точности того, о чем писали пафосные журналисты в 2000-е в реальности не было, но это, в целом, вроде бы понимали все, кто читал источники.
А так интересные соображения, спасибо(я о всех Ваших комментариях).
Что еще может пролить свет на реальную историю- послужные списки других офицеров, участников-контр атаки и боевых действий. Имена их известны- Стржминский, Радке, Чеглоков.
Стржминского же сразу же на следующий день приставили к золотому Георгиевскому оружию- "СТРЖЕМИНСКИЙ Владислав Максимилианович, подпор., Осовецкая креп. сап. рота, ГО - ВП от 25.07.1915, 4 ст. - ВП от 24.05.1916. Ф.400. Оп.12. Д.27000. Л.95-101 (1915); Ф.409. Оп.1. п/с 151-980 (1917).
Ну и, конечно, нужны немецкие документы. Тогда картинка будет наиболее полной.
Единственное что, у меня вызывает сильное сомнение- вот это Ваше предположение "Я также примерно знаю каким путём искажается информация во время боевых действий. Если в первичных документах (журнале боевых действий) не говорится что гарнизон крепости был отравлен, то он не был отравлен что бы об этом ни говорилось в последующих исследованиях."
В статье Черкасова etc. указано- "Потери русских войск за 24 июля составили убитыми 1 офицер (подпоручикКотлинский), умерло от газов 7 офицеров, отравлено и эвакуировано 20 офицеров и 2 врача .
Соответственно, 20 офицеров было отравлено, плюс два медика. Неужели они все были на передовых позициях? Это надо уточнять.
Далее.
Итак, младший офицер 15-й(!) роты(она, я так понимаю, была вообще в крепости), прапорщик 226-го Земплянского полка Василий Степанович Тяпкин- и тем не менее четко и ясно говорится о том, что он был отравлен газами и оставался в строю. Ровно такая же формулировка употребляется М. Свечниковвым и В. Буняковским по отношению и к Котлинскому и к Стржминскому.
Reply
- По поводу отравления хлором,
из медицинской книги 1917 года ""Medical Diseases of the War" by Arthur Hurst, M.A., MD (Oxon), FRCP" про использование хлора (на английском языке).
- первые газовые атаки (хлором) были совершены 22 апреля 1915 года на алжирские войска и зуавов, которые были к этому совершенно не подготовлены и бежали.
- в следующие 2 дня, немцы атаковали хлором на Ипре англичан и канадцев, которые несмотря на полное отсутствие какой-либо защиты (!) и тяжёлые потери, сумели закрепиться (!) и немецкое наступление провалилось.
- Третья атака, проведённая 24 мая 1915 и все последующие атаки, дали меньшие результаты так как были уже внедрены респираторы, со всё улучшавшейся эффективностью.
(во время атаки на Осовец 24 июля 1915, предположительно у русских войск уже должны были быть респираторы). (добавлено: упоминание респираторов - страница 46, Свечников и Буняковский)
- Хлор очень быстро делает человека небоеспособным, уже при концентрации 100 частей на миллион. При концентрации 1000 частей на миллион смерть наступает после нескольких глубоких вдохов. Запах ошущается при 3 частях на миллион, при 30 начинаются глотание и рвота, при 60 частях на миллион возможно повреждение лёгких. Хлор тяжелее воздуха и затекает в окопы и низкие места.
Итак, младший офицер 15-й(!) роты(она, я так понимаю, была вообще в крепости), прапорщик 226-го Земплянского полка Василий Степанович Тяпкин- и тем не менее четко и ясно говорится о том, что он был отравлен газами и оставался в строю.
- Это отравление без потери боеспособности. (то есть не то что все вокруг попадали с бледными лицами и умерли, а несколько героев одной силой воли продолжал воевать, а то что концентрация хлора в том месте была низкой и все отделались кашлем и слезами. Задержка открытия огня в крепости связана с тем что расчёты орудий прятались в помещениях).
- (далее там описание медицинских симптомов). При серъёзном поражении бронхиальный спазм препятствует поступлению воздуха в лёгкие и человек умирает от удушья. Первый эффект от поражения это горящая боль в глазах и горле, затруднённое дыхание, слезоточивость, глотание и рвота. Если человек пережил атаку у него через несколько часов (иногда раньше) развивается бронхит или бронхо-пневмония, всё это сопровождается слабостью и неспособностью долго идти по дороге или подниматься в гору.
В случае серъёзного отравления человек теряет сознание. Больше ничего неизвестно о смертельных случаях в поле в течение первых часов после отравления, кроме того что лицо принимает бледно-зелёный цвет. Серъёзно отравившиеся и добравшиеся до перевязочных пунктов (долго переводить, совершенно небоеспособное состояние при котором дышится "как сквозь соломинку").
До изобретения респираторов, около 5 процентов тех кто добрался до "clearing stations" (вероятно "перевязочных пунктов") умерли в течение 48 часов, и из тех кто добрался до госпиталей 1 или 2 процента умерли от бронхита на 2 или 3 неделе. (сколько умерло в поле выяснить оказалось невозможным). В средних случаях поражённых после небольшого отдыха можно отправлять на лёгкую работу/службу.
- предохранительные меры:
- войска должны иметь респираторы, должны тренироваться в их применении и нужно регулярно проверять состояние респираторов потому что неисправный респиратор хуже чем его отсутствие.
(интересно, может тот подпоручик Чеглоков из 12 роты пару раз потренировал свою роту с респираторами и проследил чтобы у всех эти респираторы были в наличии и все их умели использовать ?)
Reply
http://spartacus-educational.com/FWWchlorine.htm
http://www.vlib.us/medical/gaswar/chlorine.htm
Reply
Соответственно, 20 офицеров было отравлено, плюс два медика. Неужели они все были на передовых позициях? Это надо уточнять.
- На передовой позиции всего было 9 рот, 5 рот Землянского полка и 4 роты ополчения (из них 1 в резерве). (стр. 44 Свечников и Буняковский)
В роте должно быть штатно 3 офицера (не знаю как с этим было у ополчения, вероятно также). Тогда всего на передовой позиции должно было быть не менее 27 офицеров (кроме управления рот там могли быть и офицеры полка).
- "7+20" офицеров соответствует 27 офицеров 9 рот.
- Офицерам приходилось хуже так как они не могли отдавать команды через респираторы/противогазы и им приходилось их снимать.
Reply
http://www.opoccuu.com/pehotnaya-rota-ria.htm
Reply
Most soldiers now realised they were being gassed and many ran as fast as they could away from the scene. An hour after the attack had started there was a four-mile gap in the Allied line. As the German soldiers were concerned about what the chlorine gas would do to them, they hesitated about moving forward in large numbers. This delayed attack enabled Canadian and British troops to retake the position before the Germans burst through the gap that the chlorine gas had created.
- Множество солдат после начала газовой атаки побежали так быстро как только могли. Через час после начала атаки образовался 4-мильный разрыв в линии фронта. Поскольку немцы хорошо представляли что газ делает с человеком, они не очень торопились идти вперёд в больших количествах, и эта задержка в атаке позволила англичанам и канадцам отнять свои окопы обратно.
Reply
- респиратор того времени представлял собой ватно-марлевую повязку (или многослойную тканевую) закрывавшую нос и рот. В комплект с повязкой входила бутылочка и при газовой атаке, полагалось намочить повязку жидкостью из бутылочки (там был нашатырь или другой слабощелочной раствор), надеть повязку и дышать через неё.
- от хлора такой респиратор более-менее зашищал. Проблема (пока не начались газовые атаки) была видимо в том что надо было научить/заставить солдат всегда таскать такой респиратор с собой, не терять его и уметь использовать.
Reply
Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, большие потери несла во время стрельбы крепостная артиллерия; не участвующие в бою люди спаслись в казармах, убежищах, жилых домах, плотно заперев двери и окна, обильно обливая их водой. [81]
В 12 км от места выпуска газа, в деревнях Овечки, Жодзи, Малая Крамковка, было тяжело отравлено 18 человек; известны случаи отравления животных - лошадей и коров. На станции Моньки, находящейся в 18 км от места выпуска газов, случаев отравления не наблюдалось.
Газ застаивался в лесу и около водяных рвов, небольшая роща в 2 км от крепости по шоссе на Белосток оказалась непроходимой до 16 час. 6 августа.
Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели.
Все медные предметы на плацдарме крепости - части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее - покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки - мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными и непригодными для употребления."
Хмельков С. А. Борьба за Осовец. - М.: Воениздат НКО СССР, 1939
Reply
Leave a comment