Проверка КУИТУ Запсибкрая весной 1933 года.

Oct 03, 2014 17:08


Я уже публиковал несколько документальных материалов о ситуации в сибирских ИТУ в 1930-1934 гг.

Предыдущие ссылки по теме:
Санитарная катастрофа в Томском ИТУ в 1931-1932 гг. : документы ЦДНИ ТО.
Забытая гуманитарная катастрофа в Колпашевском ИТУ в 1932 г.- http://corporatelie.livejournal.com/76868.html
Отрывки из совещания коллегии Наркомюста РСФСР, посвященные издевательствам и избиением заключенных в Ленинградском УИТУ от 1933 года.- http://corporatelie.livejournal.com/77110.html
Письмо в газету "Правда" от анонимного автора под псевдонимом турист, призывающего оказать помощь вымирающим от голода ссыльным в Томском ИТУ- http://corporatelie.livejournal.com/77378.html

Продолжаю публиковать документы о сегменте советской пенитенциарной системы первой половины 1930-х годов, который хуже всего исследован в историографии (будет даже корректнее сказать "вообще не исследован"). А именно о местах лишения свободы, подчиненных Главным управлениям исправительно-трудовых учреждений наркомюстов соответственных республик(сокращенно ГУИТУ), существовавших пять лет, 1930 по 1934 гг параллельно лагерям ОГПУ. ГУИТУ имело свою собственную отчетность, которая не перескалась с лагерной и подчинялось гражданскому наркомату юстиции той или иной республики ССР.  Поэтому в известных работах В.Н. Земскова или Ю.Морукова и А.Кокурина(да и любых других, затрагивающих тему советской системы исполнения наказаний),  а также в сборниках документов, посвященных ГУЛАГу и опубликованых в 2000-е годы, никаких данных о движении заключенных в этой системе попросту нет.

На 2014 год об этом сегменте известны несколько обрывочных цифр- на май 1933 года общее количество единовременно содержащихся в системе ГУИТУ приближалось к 400-х тысячной отметке.

Сразу хочу соорентировать читателя- мы говорим о системе, которая существовала пять лет, через нее прошли сотни тысяч(а скорее всего миллионы) человек, но никаких подробных статистических данных о ней в научном обороте нет. Именно поэтому когда меня спрашивают- "Являются ли работы Земскова, Дугина, Морукова исчерпывающими по вопросу смертности советских заключенных в 1930-1953 гг.? Закрывают ли их исследования вопрос с общим количеством погибших в советских пенитенциарных структурах в 1930-1953?" я однозначно утверждаю, что нет. Лучше всего исследованы именно лагеря, чуть хуже колонии и тюрьмы с 1934 г. и далее. А все что касается советских тюрем 1920-х и начала 1930-х годов:тут ситуация в историографии уже десятилетиями вообще не сдвигается с мертвой точки. Еще раз подчеркиваю- мы говорим не о тюрьмах времен Петра I и погребах Ивана III. Мы говорим о 1930-х годах XX века, с развитой статистикой и учетом, но до сих пор почему-то судьбы огромного количества людей остаются совершенно позабытыми и не исследованными.

Плачевное положение с источниковой базой существенным образом затрудняет последовательное изучение этого сегмента советской тюрьмы. Например, в фонде наркомата юстиции Государственного Архива Российской Федерации нет никаких данных о движении заключенных в ГУИТУ. Однако, по тем документам что удалось найти в региональных архивах, складывается ощущение, что система ГУИТУ находилась во всех смыслах в более кризисном положении, чем "приоритетные" лагеря ОГПУ. Если последние получали крупные капиталовложения и дотации из бюджета, ГУИТУ снабжалось по остаточному принципу.

Более того, изучение ГУИТУ актуально тем, что именно в период 1930-1934 гг. советская система исполнения наказаний пребывала в беспрецедентном кризисе: эра массовых репрессий периода коллективизации до предела(и даже выше его) переполнила все домзаки и тюрьмы, подчиненные ГУИТУ. Доподлинно известно, что в 1931-1932 гг. в системе лютовала мощная эпидемия сыпняка. Но точного количества погибших до сих пор не знает никто.

Публикуемые ниже документы позволяют восполнить хотя бы в первом приближении и по одному административно территориальному субъекту лакуну в статистике смертности советских заключенных системы ИТУ наркомюста РСФСР за 1932 г., в частности в местах лишения свободы Краевого управления исправительного трудовых учреждений Западно-сибирского края.
Документ полностью в сети никогда не публиковался.

Постановление заседания Президиума ЗапсибкрайКК ВКП(б) и Коллегии РКИ(рабоче-крестьянской инспекции) от 13 апреля 1933 г.




Источник:Государственный архив Новосибирской области(ГАНО).Ф. Р-47, оп.5, д.166.Л.87.

Строго секретно.
Крайком ВКП(б), крайпрокурору, пред.Крайсуда, ПП ОГПУ по Сибкраю. Крайснаботдел. Нач. КУИТУ, (неразборчиво) Н РКИ РСФСР, НКюстции РСФСР, ЗапсибКК.

Постановление №946.

Объединенного заседания Президиума ЗапСибкрай.КК ВКП(б) и коллегии РКИ.

13 апреля 1933 г.

По вопросу " О результатах обследования КУИТУ в области политико-массовой воспитательной, административной и хозяйственной деятельности."(внесено группой совстроительства).

Ответственнейшие задачи поставленные партией и правительством перед органами ИТУ- на отдельных участках практической работы КУИТУ Зап.Сибкрая не исполнены и на целом ряде других поставлено под явный срыв и провал. Это явилось следствием преступной деятельности оппортунистического безответственного отношения к порученному делу со стороны руководства КУИТУ, как в области осуществления правильной большевистски выдержанной воспитательной и исправительно-трудовой политики, так и в области организационно-хозяйственной и производственной деятельности, что создало благоприятные условия для разложения аппарата, засорения его классово-чуждым и враждебным элементом безконтрольного растранжирования продовольственных фондов, товаров и денежных средств, самоснабжения и хищения.
Засорение КУИТУ классово-чуждым и преступным элементом явилось в резултьтате притупления классовой бдительности, Начальника КУИТУ Корзилова и ряда работников руководящего состава аппарата(нач. сектора) и недостаточно решительных мер партячейкой в КУИТУ с засоренностью аппарата.
Подлинная политико-воспитательная работа как среди заключенных, так и кадрового состава отсутствует. Из контингента заключенных 24584 чел., профтехническим образованием охвачено только 812 чел. политичеко-воспитательная работа среды среди несовершеннолетних правонарушителей проводится явно неудволетворительно- из контингента несовершеннолетних правонарушителей 1324 ч. охвачено учебой и ФЗУ только 405 чел., остальная масса несовершеннолетних никакой учебой не охвачена.
Социалистические формы труда среди заключенных и кадрового состава организованы не только чрезвычайно плохо, но и практической работе системы ИТУ имеет место недооценка, а в отдельных случаях опошления(?) соцсоревнования и ударничества.
Недостаточно удалено внимания режиму содержания заключенных. В течении 1932 г. из-под стражи сбежало 7118 ч. в т.ч. кулаков 691 ч. и соц.опасного элемента 401. ч.
Охраняющим и обслуживающим персоналом до последнего времени практкуется применение физического насилия и избиение заключенных. Обращает на себя внимание наличие большой смертности заключенных за 1932 г. по Краю 2519 чел.
Централизованные фонды продуктов и др. дефиццитных товаров расходовались бесконтрольно, материальный учет отсутствовал и мер к упорядочению этой работы не принималось, что способствовало широкому разбазариванию и расхищению и привело к перебоям планового снабжения.
Со стороны сектора снабжения допускалось использование централизованных фондов не по назначанию, путем создания при базе КУИТУ резервного фонда под предлогом снабжения проходящих этапов (получение муки, крупы, сахара и т.д.). Конец цитаты.

Итак.Эта страница документа содержит сразу несколько важных статистических сведений. Во-первых, конкретные свидетельства о количестве заключенных в системе ИТУ Запсибкрая на весну 1933 г- 24 тыс. человек. А также данные о количестве умерших в местах заключения КУИТУ Запсибкрая в 1932 г.- 2519 чел.




Источник: Государственный архив Новосибирской области(ГАНО).Ф. Р-47, оп.5, д.166.Л.88.

Учет и контроль за расходованием фондов довольствия заключенных поставлен безобразно плохо- в КУИТУ совершенно неизвестно как соблюдают на местах формы снабжения и какой установлен контроль за расходованием фондов по прямому назначению.
Широко практиковались снабежние продуктами и промтоварами помные(?) распределители(?) и столовой своих сотрудников и также посторнних для КУИТУ работников, при чем нормы дополнительного снабжения и контингента лиц из числа работников КУИТУ имеющих право на дополнительное снабжение определен не был.
Практиковался отпуск продуктов и промтоварам отдельным  частным лицам и орагнизациям, напр. разбазарено одного топливого фонда 33%, что привело к неизбежности срыва отопления Новосибирского ИТУ и ДЗ и т.д.
Вместо бережливого и экономного расходования продовольственных фондов и промтоваров существовал бесконтрольный порядок снабжения продуктами и промтоврами по простым запискам(?) Снабсбыта,  выдаваемых последним в массовом количестве и не только своим работникам, но и совершенно посторонним лицам, этим самым Снабсбыт допустил на практике разбазаривание и расхищение продовольственных фондов принимая сам в этом активное участие.
В целях укрытия злоупотреблений, отпуск продуктам базой на распределитель производился не по количеству прикрепленного контингента а в значительно больше норм снабжения, так напр. одной муки в течении 6-ти м-цев выдано на распрод 12 тонн. больше чем это трбовалось для удволетворения прикрелпенных.
Равным образом безсистемно производился отпуск продуктов как с базы, так и с расприделителя в столовую, а это в своб очередь давало широкую возможность прикрепления к столовой КУИТУ совешенно посторонних для последнего работников, так напр. в декабре м-це было прикреплено посторнних 50% к основному контингенту.
Учет и отчетность находятся в безобразно запущенном состоянии не дающий никакой возможности отразить действительное положение дела, в особенности материальный учет.
В момент напряженного финансвого состояния КУИТУ производилась заготовка яблок, для чего в Ташкент посылался специальный агент из числа заключенных с переводом аккредитив свыше 40 тыс. руб. Заготовитель яблок(заключенных, явно чуждый элемент) от руководства получил вознаграждение в сумме 300 р. с увеличением зарплаты на 100 р. в месяц за 4 месяца поезд. Получена банковская ссуда в размере 50 00 р. на увеличение оборотных средств в то же время Снабсбыт КУИТУ за Лесхозтрестом имел просроченную задолженность 47 000 р. и не принимал никаких мер к получению.
Отсутствовали какие либо установки и инструкции по ведению учета и расхода ценностей. Отсутствовал контроль со стороны бухгалтерского аппарата. Хозрасчет осуществлен не был, не было произведено наделение оборотными средства ИТУ и др. хозрасчетных единиц.
Руководство КУИТУ допустило безответственное отношение к уклопмектованию счетного аппарата КУИТУ и сектора Снабсбыта, совершенно не обращая вниманичя на проверку и контроль его деятельности, в результете чего бухгалтерия КУИТУ, а особенно бухгалтерия сектора Снабсбыта не отражает фактического материально-финансового состояния КУИТУ, допущена засоренность счетов. Отсутствие выписки взаиморасчета привело к разрыву в записях между КУИТУ с одной стороны и ИТУ с другой на сумму свыше 900 000 р.(на 1 октября 1932 г.)
Неумение руководить производственной деятельностью и явное проявление оппортунизма в этой области послужило причиной провала выполнения производственного плана , производственная программа за 1932 г. выполнена только на 40, 3%. Годовая программ по ширпотребу выполнена только на 71,6% при наличии всех к тому возможностей при недостаточном использовании рабочей силы, частых изменениях рабочей программы и наличия беспланового стр-ва(срыв строительства Новосибирского ДЗ и др.)





Источник: Государственный архив Новосибирской области(ГАНО).Ф. Р-47, оп.5, д.166.Л.89-91.

1933 г., ГУИТУ, смертность заключенных

Previous post Next post
Up