Письмо инструктора Нарымского окружкома ВКП(б) В. Величко в партийные органы(Скан)

Jun 03, 2013 14:16

Уже публиковал этот документ в блоге, правда в текстовом варианте и в более полной версии, хранящейся в Государственном архиве Новосибирской области.

Предлагаю вниманию читателей немного сокращенный вариант письма Величко( нет скана пары страниц  о незаконно осужденных) , хранящийся в архивах Политбюро. Желающие ознакомиться с полным текстом, могут посмотреть у меня в блоге по более ранним записям.































Оригинал письма хранится здеcь,- ГАНО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 540а. Л. 116-126. Машинописный подлинник, подпись - автограф. Публиквоалось письмо в нескольких изданиях, впервые в Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938. - Новосибирск, 1994. - С. 89-100.

Процитирую работу Красильникова.
"Инструктор-пропагандист Нарымского окружкома партии Величко в начале августа 1933 г. был направлен в Александро-Ваховскую комендатуру для сбора информации о положении в трудпоселках. Судя по дате письма (с 3 по 22 августа 1933 г.), в течение длительного времени он самостоятельно расследовал «назинский инцидент» и последовавшие за ним события. Как показало сравнение собранных им фактов с материалами официальных комиссий (Долгих от СибЛАГа, Старикова и Зйна от Нарымского окружкома партии), Величко не только достоверно воспроизвел картину случившегося (различия в деталях не существенны), но и сделал более глубокие, чем другие, выводы о причинах, характере и последствиях трагических событий в Александро-Ваховской комендатуре. Во-первых, он обосновал вывод о том, что событиями на самом о-ве Назино трагедия расселения «нового контингента» не исчерпывалась, она продолжалась в таежных поселках - на местах расселения высланных. Во-вторых, Величко заострил вопрос, от которого постоянно уходили работники ОГПУ, - о значительных ошибках и просчетах, допущенных в ходе операции по «очистке» городов от «деклассированного элемента» (неправомерная высылка части лиц, в т.ч. коммунистов). Главный вывод его сводился к тому, что «сорвано трудовое поселение и освоение Севера на этом участке и сорвано с таким скандалом»39. Наконец, Величко предал материалы своего расследования широкой (по тому времени) огласке - направил письма по трем адресам: Сталину, Эйхе и секретарю Нарымского окружкома Левицу. Таким образом, события вышли за рамки карательного ведомства, им была придана партийно-политическая окраска. О том, что письмо дошло до Сталина, свидетельствует факт обсуждения изложенных в нем событий на заседании Политбюро, правда, почти с полугодовым интервалом, 10 марта 1934 г. В «особой папке» Западно-Сибирского крайкома сохранился машинописный экземпляр письма с автографом автора.
Местные власти вынуждены были остро реагировать на сигнал: 15 сентября 1933 г. специальным постановлением бюро крайкома была создана комиссия во главе с председателем краевой контрольной комиссии ВКП(б) М.М. Ковалевым «по заявлению т. Величко». Она работала почти полтора месяца и подтвердила достоверность изложенных фактов. По докладу комиссии Ковалева 1 ноября 1933 г. бюро крайкома партии приняло постановление. В преамбуле документа указывалось, что приведенные в письме Величко факты в основном подтвердились. В постановляющей части одобрялись принятые ОГПУ репрессивные мероприятия в отношении работников среднего звена СибЛАГа, непосредственно проводивших операцию по расселению трудпоселенцев в Александро-Ваховской комендатуре, а также содержались достаточно жесткие определения в адрес руководства СибЛАГа. Начальнику СибЛАГа Горшкову был объявлен строгий выговор «за отсутствие должной распорядительности в деле организации расселения деклассированного элемента». Такая оценка деятельности Горшкова отразилась на последующей его карьере - 22 ноября 1933 г. в связи с реорганизацией управления СибЛАГа он был освобожден от занимаемой должности. Строгому взысканию также подвергся начальник Отдела трудпоселений СибЛАГа Долгих. Однако он не был отстранен от должности и пребывал в ней до 1938 г., а затем был откомандирован в Красноярский край."

---
Я уже много лет занимаюсь анализом статистики смертности в разных пенитенциарных системах различных эпох и интенсивность умирания на острове Назино,- одна из самых чудовищных для XX века.
Ведь это даже не заключенные. Высланные на трудпоселение. Фантастическая назинская убыль даст фору любому лагерю ГУЛАГа в этот год, разве что Вишлаг да Сазлаг будут смотреться сопоставимо. Даже в Сиблаге в тот год было менее катастрофично.

1933 г., Назино, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up