Антиконституционные преступления в сталинском СССР: правовой аспект репрессий

Jun 22, 2010 15:54

А.Ч:Обвиняют Вышинского, что он отменил юридическое право, людские судьбы решались единолично.

Молотов:- Ну его нечего обвинять, он ничего не решал. Конечно, такие перебарщивания были, но выхода другого не было.

А.Ч.:Человека могли засудить по воле секретаря райкома.

Молотов:- Могло быть. Настоящие большевики не могли перед этим остановиться в такой ( Read more... )

Leave a comment

corporatelie June 22 2010, 12:51:00 UTC
Вообще, по Консититуции 1936 года и Законе о судоустройстве СССР 1938 года , были определены следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Насчет законности военных трибуналов в тридцатые мне сказать сложно, глубоко этот вопрос я не копал.

Знают только, что система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве 1938 года, состояла из:
1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции
2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции.
К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Политические дела крупных военачальников попадали на рассмотрение Военной коллегии Верховного Суда РСФСР/СССР (ВКВС), которая также контролировала работу военных трибуналов. С 1926 по 1948 бессменным руководителем Военной коллегии был армвоенюрист (затем генерал-полковник юстиции) В. В. Ульрих, рекдостный упырь.

Reply

bash_m_ak June 22 2010, 13:26:37 UTC
Спасибо за развернутый ответ. Меня почему зацепило - в Вашем основном посте, да и в непосредственном поиске по конституции 1936 года слова "военный трибунал" не встречаются, хотя они существовали и, как Вы пишите, были законны.
Еще вспоминается, что в законах Российской империи были предусмотрены наказания во внесудебном порядке (ЕМНИП максимум ссылка на 2 года) - от них советское право отказалось полностью, или они существовали для какой-то категории дел?

Reply

corporatelie June 22 2010, 14:43:39 UTC
Всегда рад Вам отвечать, уважаемый Bashmak.

Вообще, не нашел в своем ответе утверждения о том, что военные трибуналы были законны) Я просто не копал на этот счет. В советской юстиции черт ногу сломит,если честно.) Там даже закон имеет обратную силу иногда:)
---------------------------------------------------------------
Еще вспоминается, что в законах Российской империи были предусмотрены наказания во внесудебном порядке (ЕМНИП максимум ссылка на 2 года) - от них советское право отказалось полностью, или они существовали для какой-то категории дел?
--------------------------------------------------------------
В СССР, как и в Российской Империи, было Особое совещание, но c системными отличиями, советское ОСО имело куда более широкие полномочия, а со временем могло даже расстреливать, и оно тоже выпадало из правового поля 30-х годов, в отличии от имперского аналога. В Империи орган именовался «Особое совещание при Министерстве внутренних дел», его создание было утверждено императором Александром III в 1881 году. Согласно статье 34 положения о государственной охране Особое совещание могло приговаривать к ссылке «в отдалённые места империи» на срок до 5 лет. Советское ОСО точно было незаконным, в отличие от царского.
Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года при НКВД СССР было создано Особое совещание(до этого была Особая Коллегия при ОГПУ), получившее право применять в административном порядке высылку, ссылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет, а также высылку за пределы СССР.
Посвирепее, чем ОСО при царе,но жизни еще не лишало.

Особое Совещание при НКВД СССР» было создано постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года после упразднения Судебной коллегии ОГПУ и существовало до 1 сентября 1953 года.
В период Большого Террора ОСО играло вспомогательную роль. ОСО давало лагерные сроки, иногда - приговоривало к ссылке или высылке («минус»). Максимальный срок ссылки или заключения, который могло присудить ОСО - сначала 5, а с апреля 1937 года - до 8 лет. Дела высокопоставленных репрессируемых проводились, как правило, через суды.
За первую половину 1934 года было осуждено Коллегией ОГПУ 21234 человека. За вторую половину 1934 года было осуждено 1 057 человек; в 1935 году - 33823 человека и тройками УНКВД, созданными в мае 1935 года, - 122 726 человек. В 1936 году Особое совещание рассмотрело дела на 21222 человека в тот же период тройки рассмотрели дела на 148411 человек.

В ноябре 1941 года ОСО, в связи с военным временем, получило полномочия рассмотрения дел «об особо опасных преступлениях против порядка» с вынесением приговоров вплоть до смертной казни. Полномочия по вынесению смертных приговоров ОСО осуществляло только в период войны. За это время по приговорам ОСО было расстреляно, по официальным данным, 10101 человек.

Однако, если посмотреть, а соответствует ли Постановление ЦИК СССР, создавшее ОСО, Конституции СССР 1924 года, то мы увидим, что Конституция не предусматривает создание такого квазисудебного органа.
Следовательно, можно говорить о несоответствии Постановления ЦИК СССР о создании ОСО, Конституции СССР.
Однако, это постановление не было отменено. Куда смотрел Прокурор СССР одному только черту лысому известно.
Далее, с принятием, и введением в действие Конституции СССР 1936 года, это Постановление утрачивает силу, так как, согласно ст.102 Правосудие в СССР осуществляется судами. Иных органов уголовной репрессии Конституция 1936 не предусматривает.
С принятием Закона СССР "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г., где ОСО не поименовано, оно становится не только антиконституционным органом, но еще и органом, не основанным на законе(!).

Reply

bash_m_ak June 22 2010, 16:06:06 UTC
=В Империи орган именовался «Особое совещание при Министерстве внутренних дел», его создание было утверждено императором Александром III в 1881 году. Согласно статье 34 положения о государственной охране Особое совещание могло приговаривать к ссылке «в отдалённые места империи» на срок до 5 лет.

Да, про Особое совещание я не вспомнил. Но особое совещание ссылало за подписью Министра Внутренних дел, то есть действительно особые случаи.
А ведь существовала еще административная ссылка за подписью губернатора и вот там, мне казалось, максимальный срок был ограничен то-ли 2мя, то-ли 3мя годами.

Reply

corporatelie June 22 2010, 17:05:16 UTC
Да-да, Ленин, Сталин, Дзержинский,- все были сосланы по решению Особого Совещания при МВД.

А административная ссылка, как таковая, законодательное закрепление получило в Положении о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия (14.08.1881 г.). Порядок отправки в ссылку и правовое положение административных ссыльных определялись в Положении о полицейском надзоре (12.03.1882 г.) и др. Срок ссылки устанавливался от 1 года до 5 лет, с 1887 г. по окончании срока она могла быть продлена до 10 лет.

Reply


Leave a comment

Up