Спецсводка № 3 СПО ОГПУ о состоянии кулацкой ссылки на 9 августа 1931 г.

Oct 12, 2012 11:34


Пока готовлю ряд постов про ГУЛАГ, опять затрону тему спецпереселенцев.

Больше всего меня интересует период 1930-1931гг., отчасти потому что это совершеннейшая terra incognita в плане адекватной и системной статистики смертности среди сосланных,- в историографии данный период ссылки единодушно считается самым мрачным и жутким(Профессор Ивницкий, например, считает что в 1930-1931гг. умерло никак не менее 400 тыс. спецпереселенцев), но общей статистики для этих лет исторической науке не известно, потому что ее толком никто не анализировал и не готовил на общесоюзном уровне,- есть только отрывочные региональные данные, от которых не по себе.

Более менее полноценная статистика смертности среди ссыльных есть только с 1932 года.

А о периоде 1930-1931 нам пока приходится довольствоваться такими вот сообщениями.

Спецсводка № 3 СПО ОГПУ о состоянии кулацкой ссылки

на 9 августа 1931 г.

Не ранее 9 августа 1931 г. Уральская обл.

Хозустройство

В настоящее время на территории Уральской обл. находится до 120 тыс. семей спецпереселенцев, что составляет около 600 тыс. чел. Рас­селены они в основном на территории быв. округов Пермского, [Н.-]Та-гильского, Ирбитского, Тобольского, Свердловского, Соликамского, Коми-Пермяцкого. Жилстроительство в местах расселения до сего времени на­ходится в неудовлетворительном состоянии, планы строительства в ряде районов фактически сорваны. Серебрянским ЛПХ выполнено 5,7%, Па-шийским - 2,5%, Косинским - 1,8%, Чумовским - 4% и т.д.

Несмотря на неоднократные решения областных руководящих органи­заций о форсировании строительства, это важнейшее мероприятие хозор-ганизациями всячески тормозится (в особенности, Ураллесом и Уралрыб-трестом).

В Надеждинском районе ни одна хозорганизация плана стро­ительства не выполнила. В Чердынском районе из 1 тыс. домиков постро­ено только 484. Несмотря на это, Чердынский леспромхоз систематически отказывает в выделении рабочей силы. В Тавдинском районе постановле­нием РИКа и РК ВКП(б) леспромхоз был обязан к 1 июня выполнить план строительства на 70%. Однако, несмотря на имеющиеся возможнос­ти, не только план строительства, но даже подготовительные работы не были закончены. То же самое отмечается и по ряду других районов.

Причинами систематического невыполнения строительства являются:

а) стремление хозяйственников использовать рабочую силу на работах,
не относящихся к строительству;

б) отсутствие подготовительной работы со стороны хозорганизаций;

в) запоздание (по вине Ураллеса) с высылкой планов и проектов стро­
ительства;

г) затягивание выдачи соответствующих кредитов;

д) необеспеченность ряда ЛПХ стройматериалами и инструментами.

Отмечаются факты примиренческого отношения со стороны руководя­щих организаций отдельных] районов к отставанию темпов строительст­ва: «Если за это (строительство) привлекать к ответственности, то, пожа­луй, в районе и совсем не останется работников, всех пересудим и переса­дим, а их и так острый недостаток» (Таборинский райком ВКП(б)). «Наше дело - выполнять план рыбозаготовок, а строительство нас не касается, мы за него не отвечаем» (Березовский район, руководитель] Рыбтреста Смолин).

В результате, по целому ряду районов размещение спецпереселенцев произведено в совершенно не приспособленные помещения (старые бара­ки, овощехранилища, кирпичные сараи и т.д.). В Каменском районе часть спецпереселенцев размещена в старых бараках и в палатках. 62 се­мейства живут в овощехранилище. 75% - расквартированы на Логов-ском руднике в бараках без крыш. В Карагайском районе спецпереселен­цы размещены по баракам в невероятной тесноте и скученности. В одном из бараков, рассчитанном на 200 чел., помещается 358 чел.



В другом, вместо 150 чел., находится 226 чел. В том же районе 384 чел. размещеныв кирпичном сарае. В Калатинском районе 2088 чел. размещены в 5 ба­раках, в бараках устроены сплошные двухъярусные нары, столы и ска­мейки отсутствуют, и спецпереселенцы все делают на своих нарах.

В части продовольственного снабжения кулацкой ссылки дело обстоит также плохо. Местные торгово-кооперативные и хозяйственные организа­ции до сего времени не перестроили своей работы в области снабжения кулацкой ссылки продовольствием и в результате в целом ряде районов спецпереселенцы, буквально голодают, употребляют в пищу траву, древе­сину и т.д.

Тавдинский район. Для нетрудоспособного контингента никаких фон­дов не имеется. На курене Б. Пустынь спецпереселенцы 3 недели не полу­чали никаких продуктов. На урочище Щучье 16 спецпереселенцев, нахо­дясь в течение 5 дней на работе, не получили никаких продуктов питания и голодали.

Надеждинский район. В четырех крупнейших участках ссылки наблю­дались систематические перебои в снабжении хлебом. Спецпереселенцы питались сухой травой, листьями, опильной мукой, древесными шишка­ми и др. суррогатами.

Кытлымский район. 9989 чел. нетрудоспособных спецпереселенцез в течение года совершенно не получали продуктов питания и систематичес­ки голодали.

Ивдельский район. Ряд поселков продуктов питания совершенно не по­лучал. Спецпереселенцы систематически употребляют в пищу крапиву, мох и т.д.

Н[ижне]туринский район. Полученные 3 вагона муки для спецпересе­ленцев распоряжением председателя правления ЦРК были израсходованы на коренное местное население. Спецпереселенцы ничего из них не полу­чили и голодали.

Подобного рода факты отмечены и по другим районам. Медицинское обслуживание спецпереселенцев не налажено, существующая сеть лечеб­ных учреждений совершенно недостаточна, а строительство новых незна­чительно и идет недопустимо медленно. Отмечается отсутствие врачей, лекпомов, фельдшеров и полное отсутствие медикаментов. Со стороны местных организаций внимания медобслуживанию переселенцев не уделя­ется, а в отдельных случаях отношение местных организаций к пересе­ленцам принимает совершенно недопустимый характер.

Туринский район. Секретарь партячейки прииска Косья в отношении обращающихся за медпомощью спецпереселенцев дал врачу установку: «Гоните спецпереселенцев к чертовой матери». В результате, в силу пло­хих жилищно-бытовых условий, продовольственных затруднений и сквер­ного медобслуживания, по ряду районов ссылки отмечается развитие эпидемических заболеваний и усиление смертности.

Ивдельский район. В пос. Конда отмечены 19 случаев заболевания сып­ным тифом. Заболеваемость сыпным и брюшным тифом отмечена в На-деждинском, Н[ижне]туринском, Кизеловском и др. районах.

В Тавринском районе 70% спецпереселенцев больны желудочными за­болеваниями (главным образом, дизентерией).

Хозисполъзование спецпереселенцев

Основными хозорганизациями, использующими труд спецпереселен­цев, являются: Ураллес, Уралрыбтрест, Цветметзолото, Уралуголь, Урал-руда, Востокосталь. Спецпереселенцы в большинстве заняты на лесоразработках, угольных копях и добыче стройматериалов.

Остальные - по с/х колонизации, дорожным работам, торфоразработкам и т.д. В области ис­пользования спецпереселенцев также отмечается ряд существенных недо­четов. По данным Лесоуправления, общий процент использования спецпе­реселенцев составляет 83%. Стопроцентного использования спецпересе­ленцев достигли только немногие ЛПХ (Чердынский, Пашинский, Сереб-рянский). Большинство же леспромхозов использует спецпереселенцев только на 60-70%, а отдельные - даже на 32% (Колвинский ЛПХ). Многие спецпереселенцы не используются совершенно и об этом хозяйст­венники даже не знают, так как в большинстве районов учет рабочей силы и ее использования не существует. В ряде случаев не существует расценок на работы, не установлен рабочий день, нет определенных норм, несвоевременно выдают зарплату и т.д. По значительному числу районов труд женщин и подростков совершенно не используется, в других же районах они работают наравне со всеми.

Ирбитский район. Подразделение труда и нормы выработки для муж­чин, женщин и подростков не существуют. Подростки (13-15 лет) рабо­тают на тяжелых работах по рытью котловин, на подноске кирпича и др. тяжелых работах по 8 час. в день. Учета задолженности спецпереселенцам нет, хотя некоторым зарплата не выдавалась уже по 3-4 месяца.

Петропавловский ЛПХ. Учета никакого нет, задолженность спецпе­реселенцам установить невозможно, оплата труда им неизвестна.

Еманжелинский район. Спецпереселенцы используются на постройке ж/д ветки. Норма выработки не установлена, зарплата с апреля с. г. не выдавалась, никакого учета труда не существует.

Чусовский район. 8-часовой день рабочий день не соблюдается, спецпе­реселенцев заставляют работать по 12 часов. Спецодежда не выдается. Нормы выработки и расценки неизвестны. Зарплата в течение длитель­ного времени не выдается. Всякий учет труда отсутствует, рабочих систематически обсчитывают.

Такое же положение наблюдается и по другим районам. Многие из хо­зяйственников смотрят на спецпереселенцев как на мускульную силу, подлежащую безжалостной эксплуатации. Уверенность некоторых из них в том, что «кулак - бесправный, защищать его некому», привели к ряду безобразных явлений. Многочисленные случаи издевательства, работа сверх меры и т.д. - в некоторых районах области стали рядовым явлени­ем и некоторые хозяйственники открыто заявляли, что их политика преследует физическое уничтожение спецпереселенцев. Отсюда - исклю­чительная эксплуатация спецпереселенцев, поощряемая ответственными руководящими работниками.

«На основе директивы Сталина, Молотова увеличение норм - мини­мум две средние дневные нормы выработки - вашему леспромхозу уста­навливает [в] кубометрах...1* Для кулаков данные нормы обязательно увеличить [на] 50%» (из телеграммы председателя Ураллеса Советникова и председателя обкома союза Дмитрина от 25 февраля 1931 г.). «Не вы­пускать спецпереселенцев из делянок до тех пор, пока не выполнят норму. Сделать все, но заставить спецпереселенцев работать» (приказ № 303 директора Надеждинского ЛПХ Арефьева). «Передо мной предста­вители ЛПХ и Ураллеса ставили вопрос так: пока спецпереселенцы не вы­полнят нормы в 6,5 кбм, из леса их не выпускать. Разницы между муж­чинами и женщинами в нормах не было* (показания зав. Денижским участком Петропавловского ЛПХ Юдина).

В результате подобных установок по целому районов имели место такие явления, как ненормально высокие задания, использование труда детей, нетрудоспособных, беременных женщин и т.д. наравне со здоровы­ми мужчинами, моральные и физические издевательства, избиения, убий­ства, запутывание отчетности и т.д. В этом отношении характерна работа в Петропавловском ЛПХ: «При исключительном нажиме спецпереселен­цы первое время, работая день и ночь, выполняли эти нормы, а впослед­ствии, обессиленные, этих норм выполнить не могли, и были такие слу­чаи, что возвращаясь с работы, падали и умирали (на одном небольшом участке за март умерло 30 чел.). К концу зимы из числа трудоспособ­ных 50% стали нетрудоспособными. В виде репрессии за невыполнение норм спецпереселенца зарывали в снег, он убегал, его ловили и снова зары­вали в снег* (показания зав. участком Юдина).

Настроение спецпереселенцев

Основная масса кулачества выражает желание работать, но требует улучшения условий существования. В тех районах, где хозобслуживание более или менее нормально, настроение в основном здоровое. Многие стре­мятся к хозяйственному обустраиванию, желают приобретать коров, лошадей, разводить огороды и т.д. Молодежь пос. Бурмантова на собра­нии вынесла резолюцию: «Переселенческая молодежь Бурмантовского лесопункта, работая на Урале 8 месяцев среди пролетариата, вполне убе­дилась в ошибках своих отцов и заявляет, что мы проклинаем старый быт, и как один, изъявляем желание защищать интересы СССР».

Такие настроения, однако, не являются решающими. В ряде районов политическое настроение спецпереселенцев полно ожидания войны и на­дежд на интервенцию. Со стороны авторитетов кулацкой ссылки и к/р элемента фиксируются повстанческие настроения и тенденции к органи­зованной к/р работе. Отмечаются случаи открытого призыва к массо­вым побегам, организации банд и вооруженному восстанию.

Ивдельский район. Кулак Куприенко в разговоре с другими призывал последних быть готовыми к выступлению на случай войны и на этой почве отказываться от работы.

Златоустовский район. Кулак Дружинин среди других ссыльных аги­тировал: «Нам нечего бояться, нужно действовать: доставать оружие и освобождаться». Кулак Емельянов открыто призывал к организации банды, заявляя: «Организуем банду, я буду организатором этого дела, оружие я найду, подберем хороших ребят из раскулаченных и выступим. Иначе жить невозможно, надо действовать».

Тавдинский район. «Наше дело сейчас - вредить и вести борьбу про­тив соввласти» (кулак Боровков). «Надо всеми силами помогать буржуа­зии и организовывать побеги» (с[пец]п[ереселенцы] Бузедаль и Кузьмен-ко). «Нужно бороться против соввласти и помогать иностранной буржуа­зии, надо больше вредить, агитировать, чтобы не вступали в колхозы и меньше работать» (кулак Волченков).

Подобные настроения еще больше подогреваются безобразиями в об­ласти жилищного строительства, продснабжения, хозиспользования и др. Активные к/р элементы заметно оживляются и усиленно проводят свою к/р работу, организуя побеги, массовые выступления и т.д. Под влиянием имевших место недочетов в хозустройстве и под руководством а/с э[лемен-та] отмечается усиленное бегство спецпереселенцев из места ссылки.

Ивдельский район. На 14 июня числится в бегах 173 чел.

Надеждинский район. За апрель-май бежало 783 чел., из них задер­жано только 260. Массовый характер бегства отмечается и по другим рай­онам.

Резкое проявление к/р настроений спецпереселенцев находит свое от­ражение и в массовых выступлениях. Последние имеют распространение по ряду районов, отличаются большой длительностью и упорством. Наибо­лее характерными являются:

1. Кытлымский район. В пос[елках] Лобва и Черноярск 23-24 июня
вновь прибывшие спецпереселенцы отказались выйти на работу и часть
из них приступила к уничтожению имущества. 26 июня в пос. Чернояр-
ском  спецпереселенцы  выставили  требования:   а)  установить  8-часовой
раб[очий] день, выдать спецодежду, обувь, пищу; б) направить для работы
на заводы; в) дать землю для обработки; г) увеличить пайки. В пос. Лобва
выступавшие потребовали отправки на родину. Всего в выступлении при­
нимало участие до 750 чел. Ликвидировано с прибытием вооруженного
отряда.
  1. Чердынский район. В дер[евнях]  Яницар  и  Елифаново  23  июня
    толпа спецпереселенцев в 188 семей окружила здание сельсовета и заяви­
    ла уполномоченному] ОГПУ и райкоменданту в категорической форме об
    отказе от работы. Одновременно потребовала отправить их на родину и
    вернуть  все  имущество,   отобранное  при  раскулачивании.   Выступление
    продолжалось два дня, для ликвидации был выслан отряд в 24 всадника.
    Толпа бросала камнями в сотрудников ГПУ, пыталась задушить мили­
    ционеров, обезоружить часть всадников и т.д. При ликвидации выступ­
    ления двое из толпы были ранены.
  2. Гаинский район. Прибывшие спецпереселенцы  в  количестве  200
    семей отказались высадиться на берег, изломали палубы барж, сбросили в
    воду инструмент, прогнали конвой, подожгли лес и потребовали размеще­
    ния их по жилым домам, а не по баракам. Выступление ликвидировано с
    прибытием вооруженного отряда.

4. Березниковский район. В 50 верстах от станции Яйва спецпереселен­
цы в количестве 1818 чел. отказались выйти на работу, требуя уменьше­
ния  норм  выработки  и  отправки  на родину.  Выступавшие разгромили
ларек, порвали телеграфные провода, избили десятника и пытались изго­
товить плот для побега. Выступление ликвидировано с прибытием воору­
женного отряда.

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 539. Л. 279-288. Заверенная копия.

1931 г., раскулачивание, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up