Шифротелеграмма 1939 года о пытках. А все-таки она была.

Mar 03, 2010 12:18

Теоретическая вероятность фальсификация того или иного исторического документа существует всегда.

Но в разных условиях, процентное соотношение вероятности фальсификации может стремится к нулю. Зачастую, обвинения в фальсификации служат политическим целям, и к ним нужно относиться крайне аккуратно. В случае с документами из внутреведомственного оборота НКВД, которое изначально никогда и не предназначались для публикации или, допустим, c сверхсекретной внутрипартийной перепиской между членами келейного Политбюро вероятность фальсификации достаточно мала.

Среди многих Интернет-пророков одиозная телеграмма за подписью Сталина о пытках очнь часто объявляется фальшивкой. Я решил проверить весь комплекс контр-аргументов той стороны, которая считает телеграмму недостоверной. Очень часто попадается вот такая сентенция,- Если подобная шифротелеграмма действительно была разослана ВСЕМ секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий, наркомам Внутренних Дел и начальникам УНКВД, сколько подобных шифротелеграмм должно было бы сохраниться? Где они? Их нет!

Итак, а что же в реальности. Внимание,- Cохранилась телеграмма, посланная в Дагестанский обком(журнал “ИсторическихАрхив”,1993,№3) Один этот факт является доказательством, но существует еще ряд объективных доказательств того, что телеграмма о пытках была.

Чтобы верифицировать достоверность того или иного документа существует старый источниковедческий способ,- сопоставить и проанализировать факты, свидетельствующий о существовании документа из альтернативных, как можно более независимых друг от друга источников.

Так вот, телеграмма о пытках проходит этот “тест на достоверность” с легкостью. Слишком много прямых и косвенных фактов, доказывающих ее подлинность, причем из совершенно разных источников.
Системные доказательства:
1.) Наличие подлинника шифротелеграммы 1939 года в АП РФ.(В Интернете циркулирует фотокопия машинописной копии, хранящейся в ф. 89 РГАНИ),
2.) Данная телеграмма в документальном смысле отнюдь не одинока,- существует записка Вышинского Сталину от 26 января, , в которой первый просит ознакомить с содержанием телеграммы также работников прокуратуры. Копия этой записки отложилась в ГАРФ Р-8131\27\140\8

цитата:

Документ №13
Записка А.Я. Вышинского И.В. Сталину об ознакомлении прокурорских работников с содержанием шифротелеграммы от 10 января 1939 г.
26.01.1939
№ 58лсс
Совершенно секретно
ЦК ВКП(б) - товарищу СТАЛИНУ И.В.
*Прошу разрешить ознакомить работников центрального аппарата Прокуратуры СССР, осуществляющих надзор за следствием по делам НКВД, с содержанием шифртелеграммы* ЦК ВКП(б) от 10 января с.г., адресованной секретарям Крайкомов и Обкомов ВКП(б), ЦК нацкомпартий, НКВД Союзных и автономных республик и УНКВД краев и областей.
*Одновременно прошу разрешить секретарям Крайкомов, Обкомов ВКП(б) и ЦК нацкомпартий ознакомить с содержанием названной шифртелеграммы местных прокурорских работников, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД*.
А. ВЫШИНСКИЙ
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 156. Подлинник. Машинопись.
На листе имеется резолюция: «За. И. Ст.».

3.) Помимо данной записки, cуществует реакция Сталина: дополнительная телеграмма именно работникам прокуратуры.

цитата:

Документ №15
Записка И.В. Сталина секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартии об ознакомлении прокурорских работников с содержанием шифротелеграммы от 10 января 1939 г.
27.01.1939
Сов. секретно
Шифром
Копия
СЕКРЕТАРЯМ ОБКОМОВ, КРАЙКОМОВ, ЦК НАЦКОМПАРТИЙ
Ознакомьте местных прокурорских работников, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД, с содержанием шифртелеграммы ЦК ВКП(б) от 10 января с.г. за № 26/ш о методах следствия. № 83/ш
Секретарь ЦК И. СТАЛИН
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 157.

Наличие этих двух документов,- крайне показательный факт. Но самое главное,- неопровержимое свидетельcтво.

Итак,  внимание,- cуществование данной телеграммы подтвердил никто иной как В.Молотов в 1957 году.

О том, что директива о применении пыток была оформлена специальным постановлением Политбюро, свидетельствуют признания на июньском пленуме ЦК 1957 года припёртых к стене Молотова и Кагановича. После того, как Хрущёв задал Молотову вопросы: "На каком основании было принято решение о том, чтобы арестованных истязать и вымогать у них показания?... Кто подписал этот документ о допросах и избиениях?", - произошёл следующий обмен репликами:
Молотов. Применять физические меры было общее решение Политбюро. Все подписывали.
Голос. Не было такого решения.
Молотов. Было такое решение.
Голос. Покажите.
Молотов. Оно было секретное. У меня его нет.
Хрущёв. Расскажи, как было подписано. Повтори.
Каганович. Все члены Политбюро подписались за... В отношении шпионов применять крайние меры физического воздействия...
Хрущёв. Хочу дать одну справку. Каганович и Молотов, очевидно, не откажутся повторить, что у нас был такой разговор. Накануне XX съезда или после съезда, по-моему, Каганович сказал, что есть документ, где все (Прим. члены Политбюро) расписались о том, чтобы бить арестованных. Каганович предложил этот документ изъять и уничтожить. Дали задание Малину (ПРИМ.в то время - заведующему общим отделом ЦК, ведавшим партийными архивами) найти этот документ, но его не нашли, он уже был уничтожен... Ты тогда даже рассказывал, в какой обстановке писали это решение и кто подписывал.
Каганович. Да, я рассказал. Сидели все тут же, на заседании, документ был составлен от руки и подписан всеми (ПРИМ. членами Политбюро) ...
Хрущёв. Кто написал этот документ?
Каганович. Написан он был рукой Сталина .

Исторический архив №3 с.86, 88-89.

Вообще, после этого должны были отпасть большинство сомнений.

Но и это не предел. Помним о принципе как можно большей “удаленности” источников друг от друга в процессе проверки документа на валидность..

Существует еще и четвертое свидетельство о существовании данной телеграммы, которое закрывает вопрос, на этот раз от сотрудника органов НКВД(РКМ), занимавшего руководящую должность.
О телеграмме, узаконившей пытки, говорится в воспоминаниях заместителя Наркома внутренних дел по милиции и начальника главного управления милиции Казахской ССР в Алма-Ате Шрейдера М.П "НКВД Изнутри.Записки Чекиста". .
Я специально отыскал два показательнейших абзаца. Шрейдер был арестован в июне 1938 году и стал свидетелем жесточайших избиений в застенках НКВД, сам подвергался регулярным пыткам, но долгое время полагал, что пытают по местной, локальной инициативе и как только Сталин и верховная власть прознает о чудовищных зверствах, так сразу их и прекратит.  На одной из очных ставок со следователем, избитый Шрейдер вопрошал у начальника следственной части Ивановского НКВД Рязанцева-

цитата:

Никогда в жизни не поверю, что Дзержинский мог хоть одним поступком, хоть одним словом предать революцию. Так же как не верю в то, что Уншлихт, Медведь и Ольский были связаны с ПОВ. Если бы товарищ Сталин узнал, что вы наговариваете на Дзержинского, а также каким путем вы «выбиваете» показания на всех других товарищей, он приказал бы всех вас расстрелять.

- Эх, Михаил Павлович, - снисходительно-иронически покачал головой Рязанцев. - Вы ведь опытный чекист и разведчик. Неужели вы можете поверить, что каждый из нас будет рисковать своей жизнью и творить беззакония? Обо всем, что мы делаем, Центральный Комитет прекрасно знает. Мы имеет санкции лично от товарища Сталина.

Я недоверчиво покачал головой.

Тогда Рязанцев, подбежав к своему несгораемому сейфу, открыл дверцу и взял оттуда тоненькую красную книжечку. Затем, подойдя ко мне вплотную, он открыл эту книжечку (размером с пол-листа писчей бумаги) и положил рядом со мною на стол, чтобы я мог прочитать текст.

Насколько я помню, там было написано следующее: «Всем секретарям крайкомов, обкомов и нацкомпартий. В Центральный Комитет поступили сведения, что в некоторых парторганизациях привлекают к ответственности следственных работников НКВД за применение физических методов при допросах.

ЦК разъясняет: в капиталистических странах арестовываются коммунисты и другие прогрессивные деятели, в отношении которых применяются пытки. Поэтому ЦК санкционирует применение физических методов воздействия в отношении врагов народа и запрещает привлекать к партийной ответственности следственных работников НКВД.

Секретарь ЦК Сталин».

Когда я прочел этот документ, у меня потемнело в глазах. Все надежды на то, что, может быть, Сталин не знает о том, что делается в органах НКВД, рухнули.

Некоторое время спустя Шрейдера привели к недавно воцарившемуся в наркомате Берии,-

цитата:

'Подумав, я решился и заявил Берии, что знаю о существовании шифровки за подписью Сталина, адресованной всем секретарям крайкомов, обкомов и начальникам НКВД, на основании которой меня били.

- Что за чепуха? Откуда ты можешь это знать? - удивился Берия. - Ведь ты же сидишь около года.

Я ответил, что эту телеграмму мне показывал на допросе начальник следственной части Ивановского НКВД Рязанцев.

Берия рассвирепел. Он начал ругаться по-грузински и стал что-то возбужденно и со злобой говорить Кобулову. А затем по-русски спросил про кого-то, взяты ли эти, на что Кобулов, кивнув утвердительно, сказал: «Взяты!» И снова оба они заговорили по-грузински.

Я, конечно, не знал точно, о ком именно шла речь. Никакие фамилии не произносились, но мне было ясно, что палачу и идиоту Рязанцеву дорого обойдется показанная мне - подследственному - совершенно секретная шифрованная правительственная телеграмма.

Еще какие-то вопросы о подлинности телеграммы? Итак, слишком много факторов складываются в единый ответ-
1.Наличие в архивах подлинника и копий, наличие дагестанской телеграммы
2.Наличие записок Вышинского и Сталина
3.Подтверждение Молотова, что такая телеграмма была.
4. Свидетельство Михаила Павловича Шрейдера,. заместителя Наркома внутренних дел по милиции и начальника главного управления милиции Казахской ССР

Previous post Next post
Up