Записка Вышинского о неудовлетворительных условиях в 'старых лагерях' ГУЛАГа НКВД СССР (зима 1938)

Sep 10, 2021 18:42


Копия сделана мной в ГА РФе несколько лет назад.
Поминаемая Вышинским "Форма №2"- шифр для сыпного тифа.
Документ отражает тотальный логистический коллапс в лагерной системе в период массовых операций НКВД 1937-1938 гг.. Система исполнения наказаний просто не была готова к наплыву такого гигантского количества людей в такие рекордно-короткие сроки. По итогу ревизий, упоминаемых в документе, лишился должности и был расстрелян начальник Ухтпечлага Й.Мороз. Н.A.Френкель, начальник Бамлага, напротив, от ответственности за массовую гибель заключенных ушел и даже потом получил повышение.
О том что руководству Бамлага удалось отвертеться в этом документе упоминает и Вышинский - 'Тов.Берман в ответ на мои письма сообщил, что в отношении руководящих работников Бамлага, им было дано указание УНКВД произвести тщательное расследование, но, как мне известно, эта проверка не закончена и виновные работники Бамлага лишь сняты с работы, но не привлечены к уголовной ответственности.'
Любопытно, что прокурор Вышинский здесь не затронул ситуацию во вновь созданных лесозаготовительных лагерях, где положение в 1937-1938 гг. было значительно хуже, чем в 'старых' ИТЛ (Бамлаг, Ухтпечлaг, Дальлаг), о которых идет речь в докладной. В последних имелась хоть какая-то инфраструктура и материальная база, а заключенные первых этапов того же Вятлага, Тайшетлага или Каргопольлага выбрасывались зачастую в совершенно неподготовленные лесные массивы и тайгу.
Докладная записка прокурора СССР А.Я.Вышинского на имя наркома внутренних дел Н.И.Ежова о неудовлетворительных условиях в Бамлаге, Дальлаге, Уссурийлаге и Ухтпечлаге ГУЛАГа НКВД СССР от 19 февраля 1938 г.













"Произведенной Прокуратурой союза проверкой условий содержания заключенных в Байкало-Амурском, Дальне-Восточном, Уссурийском и Ухто-Печорском лагерях установлено, что в ряде подразделений этих лагерей условия содержания заключенных являются неудовлетворительными, а в отдельных случаях совершенно нетерпимыми.
Так, например, в 52-й колонне 17 отделения (в районе ст. Бикин. в 8 клм. от манчжурской границы) содержатся 500 заключенных. Они размещены в холодных, грязных бараках, с грязными нарами. В виду отсутствия классификации при размещении заключенных по баракам, наиболее разложившиеся элементы создали для себя лучшие условия, заняли лучшие места (у печки), отнимают пайки и одежду у работающих, в связи с чем у заключенных не имеется стимула для выхода на работу. 222 заключенных совершенно не выходят на работу, из них 98 человек не работает потому, что они совершенно разуты и раздеты.

Среди этих заключенных имеется группа до такой степени обносившаяся и обовшивевшая, что она представляет определенную опасность в санитарном отношении для окружающих. Эта группа заключенных настолько опустилась, что потеряла всякий человеческий облик. Из-за недостатка питания (при штрафном довольствии) они собирают кухонные отбросы, а, по словам некоторых заключенных, эти люди едят крыс, собак и, как сообщил начальник колонны, в районе колонны в живых осталась лишь лично ему принадлежащая одна собака. В результате неудовлетворительного питания в лазарете лежат заключенные, крайне истощенные, а также с отмороженными конечностями.

В аппарате 17 отделения, в состав которого входит обследованная Прокуратурой 52-я колонна, работают на ответственных должностях 9 чел.осужденных за к.р. преступления, совершенно очевидно, что наличие таких безобразий в 52-и колонне является не только результатом недостатка обмундирования и питания, но и прямого вредительства работающих в аппарате контрреволюционеров.

Прокурор Бамлага письмом от 26/1-1938 г. сообщил мне следующее об условиях содержания заключенных 14 отделения этого лагеря:
«В лазарете спят голые на сплошных нарах и как сельди в бочке (буквально, без преувеличения). В баню не водят неделями за отсутствием белья. В некоторых палатах лежат женщины (на топчанах) в одной с мужчинами палате. Больная сифилисом лежит рядом с больной туберкулезом. В общей палате на нарах тесно прижавшись друг к другу больные рожей (заразное) - лежат с больными желудочниками. Туберкулезники- с хирургическими больными. Из приходящих этапов снимают мертвых замерзших (московский этап).
Прибывающие не имеют на себе ни белья, ничего, кроме лохмотьев и весь ужас в том, что в Бамлаге нет в запасе ни одной пары белья, ни сапог, ни одежды. Тело у них покрыто струпьями, в баню не идут, так как им не дают белья, по ихним рубищам сотнями ползают вши. Мыла нет. Многим не в чем выйти в уборную. Так называемая команда выздоравливающих, из себя представляет (27п барак темный и в нем совершенно без нижнего белья, без бушлатов а в рваных пиджачишках - подобие людей, вернее - дикарей, если людей, то каменного века, а раздетые этапы все идут и идут на новую трассу разутые, раздетые, а у нас 20-50°’ мороза, белья нет. Строить жилье нечем. Нет инструмента, пил, топоров. Что делать?
С последних этапов снимают сыпно-тифозных. Чья-то рука, рука только враждебная, делает так, что люди мрут в дороге, люди мрут по приезде.
Для того, чтобы не задержать вагона и не сделать пробку на ж.д.путях, ретивые начальники 14 отд. решили отправить пешком за 17 км. людей в чем они прибыли с этапа, в результате из 1-й группы в 750 чел. замерзло дорогой 5 чел., обморозилось (главным образом ноги) 92 чел. Из 2-й группы обморозилось 42 чел.и 3 гр. - 30 человек.
Жиров подолгу не бывает. Слабых желудочно-больных кормят из общего котла. Сахару в лазарете нет (14 отд.). Положение с питанием катастрофическое. Сейчас в глубину тайги, до распутицы, будет заброшено 60-70 тыс. з/к з/к, а питанием обеспечено на 1 месяц, люди могут оказаться без питания, отрезанные от мира непроходимыми болотами до ноября месяца. Сотни телеграмм ГУЛАГу о катастрофическом состоянии лагеря остаются безответными. Люди смотрят зверями, а некоторые полупомешаны. Нет свежих овощей. Через 2-3 месяца может начаться цынга, а людей все шлют и шлют. За З месяца прибыло 75.000, на колесах - столько же".

В столь же неудовлетворительных условиях содержатся заключенные 3-го стройотряда, 6-й командировки 7 и 4 маршрутов Ушосдорлага. В 1-м отделении Дальлага в условиях чрезвычайной скученности содержится около 2000 заключенных женщин. Все они не снабжены одеждой, бельем, поражены вшивостью и ни на каких работах не используются. Многие из них содержатся в таком положении от 2-х до 4-х месяцев. В результате недостаточности обмундирования и преступного отношения администрации при перевозке 1016 заключенных с 4-го на 14-й маршрут Ушосдорлага, обморожено свыше 100 человек.
Из-за неудовлетворительных санитарных условий содержания и этапирования среди заключенных начались заболевания тифом. В 1-ом отделении Дальлага в декабре 1937 года было 111 случаев заболеваний сыпным тифом. В 7-м отделении - 4 случая; во 2-м отделении - 9 случаев; в 3-м отделении - 2 случая; в 11-м отделении - 10 случаев; на 1-м, 7 и 13-м маршрутах Ушосдорлага - 12 случаев, в больнице перевалочного пункта Севвостлага (под
Владивостоком) со держалось 14 больных брюшным тифом.
По последним донесениям, полученным мною от прокурора Бамлага, в этапах продолжают прибывать больные формой № 2. Особенно она наблюдалась в отношении этапов, поступающих из Омска. Из числа прибывших на ст.Бира заболело 7 человек. С этапов, следующих из Омска по наряду № 1068, в Новосибирске снято 6 человек больных формой № 2 и в Улан-Удэ - 1 человек. В этапе, прибывшем из г.Калинина в Бамлаг (Улан-Удэ), оказалось 6 умерших и 21 больных сыпным тифом. По дороге было снято 26 умерших.
Как я уже сообщал Вам, в виду того, что дорога этих этапов проходит почти по всей территории Cоюза, наблюдающиеся в них случаи сыпно-тифозных заболеваний представляются особенно угрожающими.
Считаю необходимым обратить Ваше внимание на приведенные факты и предложить ГУЛАГ принять срочные меры в следующем направлении:
1) Не допускать направления в Бамлаг новых этапов с раздетыми заключенными, как это имеет место сейчас.
2) этапы, находящиеся на колесах, необходимо переадресовать, во избежание, как доносит мне прокурор Бамлага, катастрофических последствий, ибо, по словам его донесения, в лагере нет обуви, белья, обмундирования, не хватает питания, строительных инструментов, увеличиваются заболевания формой № 2.
3) Предложить ГУЛАГ принять срочные меры к снабжению Бамлага всем необходимым для нормального содержания заключенных.

X X X
Переходя к вопросам исправтрудрежима, отмечаю, что еще 15 августа мною было сообщено быв. заместителю т.Берману о ряде нарушений режима для осужденных за к.р,- преступления. Нач.ГУЛАГ т.Плинер сообщил мне 11/ХП-1937 г., что осужденные за измену родине, шпионаж, террор и диверсию будут отправлены для отбывания наказания в Сев.-Вост. ИТЛ. Однако, произведенной проверкой условий содержания заключенных Дальлага было установлено, что заключенные этой категории не были полностью изъяты. Так, в первом отделении Дальлага обнаружено 59 заключенных, отбывающих наказание по 58-8 ст.УК (террор) и 2 заключенных - за шпионаж.
В отдельном лагерном пункте Дальлага, расположенном под Владивостоком, по соседству с воинскими частями и специальными сооружениями, где содержание осужденных за к.р. преступления по-моему мнению совершенно недопустимо, содержалось 168 таких заключенных; в их числе 7 чел., осужденных по ст.58-8 УК, 32 чел. - по 58-11 УК и 15 чел. - по ст.58-2 УК. Используются эти заключенные на работах, связанных с вольным хождением.
В городе Хабаровске, вопреки директивам ГУЛАГ, имеется целый ряд так называемых командировок (мелких подразделений) Дальлага, в которых заключенные проживают фактически на положении вольных граждан, об условиях режима, установленного для этой категории заключенных, свидетельствует плакат, который был вывешен в бараке одной из этих командировок, в которой был представителе прокуратуры Союза. На плакате написано буквально следующее: "Уход работать на сторону - позор!" Этот плакат говорит сам за себя о том режиме, который установлен для этой категории заключенных, содержащихся в самом гор.Хабаровске фактически без всякой охраны.
Прокурор Уссурийской области сообщает, что 5-й маршрут Дальлага послал на лесные работы заключенных, которые до такой степени терроризовали граждан, что окружающее население отказалось итти на выборы в Верховный Совет, пока не уберут заключенных или не обеспечат охрану этой местности.
Непосредственные виновники содержания в ненормальных условиях заключенных примечены к ответственности (нач.17 отделения Бамлага Ильиных, нач. 3 стройотряда Мерзон. нач. УРЧ 14 маршрута Родионов и нач.части снабжения Дегтярёнко).
В письмах от 4 мая и 2 июня 1937 г. я уже сообщал Вам о такого рода нарушениях революционной законности в лагерях.
Тов.Берман в ответ на мои письма сообщил, что в отношении руководящих работников Бамлага, им было дано указание УНКВД произвести тщательное расследование, но, как мне известно, эта проверка не закончена и виновные работники Бамлага лишь сняты с работы, но не привлечены к уголовной ответственности.
На основании обследования работы Ухтпечлага мною установлено, что условия содержания заключенных в этом лагере также явно неудовлетворительны, жильем обеспечено только 60% заключенных, остальная часть в зимнее время размещена в палатках, плохо приспособленных для жилья зимой. Теплой одеждой, обувью заключенные не обеспечены и на 50%.

В результате этого при переброске 2086 человек заключенных имевшей место 4/Х1-1 937 г., по распоряжению главного инженера Ухтпечлага МАКСИМОВИЧ из лагерного пункта Синдор в участок Тобыс 16 человек заключенных в пути следования обморозились и умерли от обморожения и истощения.
Виновники этого преступления МАКСИМОВИЧ и др. привлечены Прокуратурой лагеря к ответственности.
В Ухтпечлаге также не выполнено распоряжение зам.нарком- внудела от 10/У-1937 г. о законвоировании осужденных за к.р. преступления и о снятии этой категории заключенных с ответственной работы.
Так, с разрешения начальника лагеря МОРОЗА, на нефтеперегонном заводе на строительстве железной дороги Усть-Вымь-Чибью и на участке Ропча на ответственных должностях работали осужденные за к.р. преступления.
При наличии вредительских групп в Ухтпечлаге 3-й отдел не вел по-настоящему борьбы с к.р. вредительской деятельностью. Обследованием Прокуратуры Союза установлено, что дела о к.р. преступлениях находились в 3-м отделе в стадии расследования от 3 до 7 месяцев. Начальник з-го отдела Ухтпечлага ЧЕРНОИВАНОВ и его заместитель СЕПЛЯРСКИЙ смазывали борьбу с к.р. преступлениями, за что СЕПЛЯРСКИЙ исключен из партии и снят с работы, а также снят с работы начальник 3-го отдела ЧЕРНОИВАНОВ. Считаю, что оба они подлежат привлечению к уголовной ответственности.

На основании обследования работы Прокуратуры Ухтпечлага, произведенного по моему поручению прокуроров т.Седовым, мною снят с должности и в настоящее время привечен к уголовной ответственности за бездеятельность и нарушения революционной законности в лагере прокурор ЦАРЕВ. В то же время установлено, что б.прокурор ЦАРЕВ имел тесную связь с начальником лагеря МОРОЗОМ и получил от лагеря 4500 рублей на свои личные нужды. Кроме того, установлено, что начальник лагеря МОРОЗ скрыл от органов прокуратуры дело по обвинению б.работников Усинского отделения лагеря (Воркутское дело) и вместо направления его в суд направил дело в НКВД Ягоде и сейчас неизвестно, где это дело находится.
Не могу не отметить и того факта, что после снятия мною б. прокурора Ухтпечлага ЦАРЕВА, управление лагеря не нашло ничего лучшего, как обратиться в Прокуратуру Союза с просьбой
сообщить - не будет ли с нашей стороны препятствий к использованию ЦАРЕВА на работе в управлении Ухтпечлага.
Я считаю, что за все эти безобразия и нарушения революционной законности, за засорение руководящего аппарата Ухтпечлага явно к.р. элементами, должен нести ответственность в первую очередь начальник Ухтпечлага МОРОЗ, поэтому прошу Вас дать распоряжение (зачеркнуто- прим.мое) о замене МОРОЗА другим работником, который сможет обеспечить руководство Ухтпечлагом.
Одновременно прошу дать срочное указание ГУЛАГу о лучшем обеспечении заключенных одеждой, медпомощью, чтобы впредь не повторялись случаи обмораживания и было бы предупреждено распространение тифозных заболеваний.
О Ваших распоряжениях по этим вопросам прошу Вас меня уведомить.-
/А. ВЫШИНСКИЙ/

Источник: ГА РФ Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 111. Л. 7 -9.   Частично цитировалось  О.В.Хлевнюком в Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры /  - М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

массовые операции, Уссуррийлаг, Большой Террор, Ухтпечлаг, 1937-1938 гг., смертность заключенных, Дальлаг, Бамлаг, Ежов, Плинер, ГУЛАГ, Берман, Вышинский

Previous post Next post
Up