Судьба начальника Ухтпечлага

Mar 03, 2021 15:39



Непростая тема использования ГУЛАГа в качестве своеобразного 'штрафного пункта' для последующей работы сотрудников госбезопасности, совершивших уголовные преступления на оперативной работе (как бы они не трактовались режимом) еще ждет своего исследователя. Примечательно, что до революции тюремная служба никогда не была особенно престижной, но все же наказанием для отставных армейских офицеров (основного социального слоя, поставлявшего начальников старорежимных тюрем) она не была. Перевод на работу в лагерь оперативников с уголовным прошлым - именно гулаговская специфика, с вполне понятными социальными последствиями.
Ниже - хрестоматийный пример подобной практики наполнения кадрового состава тюремно-лагерной системы, кейс начальника Ухтпечлага Я.Мороза (на фото - с трубкой во рту).



10.9-31 г.

Г. К. Орджоникидзе, Г. Г. Ягода - в ЦКК ВКП(б)
10 сентября 1931 г.

В ЦКК ВКП(б)
В 1929 г. работники Азербайджанского ГПУ - Мороз, Горобченко, Назаров, Закарьян, Дикий-Дымов, Матвеев и Жуков были исключены из партии и осуждены на разные сроки заключения в лагеря ОГПУ за произведенный ими незаконный расстрел арестованного [Прим. 1].
Указанные лица были посланы для отбывания наказания в Северные лагеря (область КОМИ) и каждому из них была дана весьма ответственная работа в лагерной обстановке.
Все они, вполне понимая свою большую вину, самоотверженно и добросовестно выполняли и выполняют порученное им дело.
Особенно необходимо подчеркнуть исключительно полезную деятельность Мороза, который в невероятно трудных условиях, будучи заключенным, возглавлял Экспедицию ОГПУ на Ухте и Печере. Экспедиция эта, развернувшаяся теперь в Ухтинско-Печерский лагерь ОГПУ, возглавляемый Морозом же, ведет исключительно интенсивную разведку на нефть, разведку и эксплуатационные работы на радиоактивную воду [Прим. 2].
В силу вышеуказанного, Мороз, Горобченко и остальные, постановлением ЦИК СССР были досрочно освобождены из лагерей и постановлением коллегии ОГПУ восстановлены в праве работать в органах ОГПУ.
Принимая во внимание, что Мороз, Горобченко, Закарьян, Назаров, Дикий-Дымов, Матвеев и Жуков, хорошо поняли всю глубину своей вины и своей исключительно полезной деятельностью в лагерях доказали преданность партии и Советской власти, мы поддерживаем их ходатайство перед ЦКК ВКП(б) о восстановлении их в членах партии [Прим. 3].
Орджоникидзе. Ягода.
РГАСПИ. Ф. 85. On. 28. Д. 26. Л.. 1. Машинописная копия.
Опубликовано: Советское руководство. Переписка. 1928-1941 гг. РОССПЭН, 1999.

Мороз был снят с работы и расстрелян после ревизии Ухтпечалага инспекторами центрального Главка в 1937 г.

Ухтпечлаг, Мороз, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up