Обзор о состоянии смертности лишенных свободы по КУИТУ ЗСК (1932 г.)

Aug 03, 2020 17:56


Документ полностью публикуется впервые. Небольшие отрывки цитировались д.и.н. В.Исуповым.

Примечателен он сразу несколькими нюансами. Во-первых, 992 умерших, упомянутых в обзоре, не входят в сводные цифры смертности заключенных, введенные в научный оборот  В.Н. Земсковым, поскольку речь в документе идет о почти неисследованной системе ГУИТУ НКЮ РСФСР (существовавшая параллельно ГУЛАГу и имевшая отдельную медицинскую отчетность). Земсков данные по системе ГУИТУ не обнаружил. Во-вторых, характерен статистический метод, использованный администрацией КУИТУ ЗСК для расчета коэффициента смертности в обзоре. Традиционно, в пенитенциарной статистике смертность рассчитывается от среднегодового или среднего ежедневного числа содержащихся под стражей (так называемый 'stock', если использовать англоязычный термин). Однако, в данном случае Емец приводит расчеты процента смертности не от среднеарифметического, а от всего количества прошедших через тюремные структуры Западно-Сибирского края за четыре месяца 1932 г. (84,019 человек, так называемый 'flow'). Тем самым процент получался куда ниже, чем при использовании другой методики подсчета.

Более того, Емец применяет один из самых распространенных приемов оправдания высокой смертности в собственной юрисдикции. Его активно используют тюремные служащие практически всех известных мне пенитенциарных систем (от американской до советской) - а именно перекладывание ответственности за повышенную смертность на самих вновь прибывших заключенных. В данном случае Емец несколько раз подчеркивает, что часть заключенных была прислана в колонии ЗСК в уже истощенном состоянии. Однако, справедливости ради, Емец все-таки признает, что в некоторых колониях ни медицинское обслуживание, ни снабжение не способствовали сохранению жизни и здоровья арестантов. Голод и дистрофия не щадили ни молодых, ни старых. Даже из официальной статистики 32% заключенных в колониях Западно-Сибирского края РСФСР скончалось в январе-апреле 1932 г. по причине 'общего истощения', причем 21% составляли молодые люди до 25 лет.

Обзор о состоянии смертности лишенных свободы по Исправительно-трудовым учреждениям Западно-Сибирского Края за январь-апрель 1932 г. за подписью начальника Административного сектора Краевого Управления Исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР Емец.

















СЕКРЕТНО
О Б З О Р
О состоянии смертности л/свободы по Исправительно-Трудовым Учреждением Западно-Сибирского Края
За январь-апрель 1932 г

I.Большая перенаселенность Исправительно-Трудовых Учреждений, значительные затруднения с довольствием, вызванные недородом прошлого года, а также большое поступление из других краев и областей Союза с подорванным состоянием организма (истощение), дали по ИТУ Западно-Сибирского Края довольно резкое повышение смертности в 1932 г.

Полученные по 16 колониям сведения о смертности за первые 4 месяца 1932 г.  (январь-апрель) отмечают всего 992 случая смертности или в процентном отношении к количеству прошедших за данный период в этих колониях заключенных 84,019 смертность будет составлять 1,18%.
Сравнивая цифры смертности в 1932 г. c тем же периодом 1931 г. находим, что за первые 4 м-ца 1931 г. по всем ИТУ края было зарегистрировано смертности 137 случаев, или в процентном отношении к составу заключенных - 0,23%. Налицо увеличение смертности в 1932 г. во много раз как в абсолютных цифрах, так и в процентном отношении.

II
По отдельным ИТУ Края смертность распределяется следующим образом:

Таблица № 1
см. скан

Подавляющее число смертности остается за Томской закрытой колонией, где в основном сосредотачивался весь социально-опасный элемент (рецидив), прибывший в истощенном состоянии из центральных городов Союза (Московский, Ленинградский) и по состоянию здоровья мало поддающийся выздоровлению даже при улучшенной норме питания.
Обращает внимание также сравнительно высокая смертность к составу заключенных в Бийском (1,6%) и Искитимском (2,2%) ИТУ. В Бийском ИТУ главный контингент умерших падает также на Московский соцвред, поступающий в ИТУ уже больным и истощенным. Неудовлетворительность питания в этом году, безусловно, также не мало способствовало повышению смертности, особенно это следует отнести к Искитиму. Плюс к этому в Искитиме имело свои последствия слабое медобслуживание заключенных, объясняемое отсутствием медперсонала.
В общем же по Краю довольно резко повышение смертности по сравнению с прошлым годом, объясняется за счет далеко неудовлетворительного питания, перенаселенностью домзаков, наличием эпидемии тифа и значительно большим поступлением людей, уже зараженных хроническими социальными болезнями (туберкулез легких и пр.).
Более полным анализом смертности служит следующая таблица:

Характерным для данной таблицы является высокий процент смертности от истощения (32%), что относится за счет колоний с массовым скоплением л/свободы (Томск, Бийск, Барнаул, Омск). Причины наличия высокой смертности от истощения выше в сводке уже указаны, следует только добавить, что в основном прибывающий из центральной России рецидив и сосредотачивался в этих колониях.
Ссылка в разделе II-ом на поступление в Исправ.Труд Учреждения людей с различными социально-бытовыми болезнями хронического характера подтверждается и данной таблицей. Смертность от болезни сердца и легких составляет 35%, что объясняется изменением бытовых условий после поступления в ИТУ и обострением, в связи с этим, процесса болезни.
Не менее характерным для Исправ.Труд.Учреждений является значительно не высокая смертность от тифа (5%) к числу всех умерших. Несмотря на то, что в большинстве ИТУ в осеннее-зимний период свирепствовала тифозная эпидемия, смертность от тифа однако была сравнительно незначительная.

Таблица №3. Смертность по соцположению (см. скан)

Данная таблица наибольшую смертность показывает на лиц ‘прочих’ к числу коих отнесен рецидив, элемент прибывший из центральной России с подорванным здоровьем и неприспособившийся к климатическим условиям Сибири.
Сравнительно большой удельный вес по отдельным социальным прослойкам составляют также кулаки, смертность части которых объясняется старческой дряхлостью, а к тому же режим их содержания и бытовые условия (по сравнению с условиями в которых они находились ранее) оказали также известное влияние на их моральное и психическое состояние.

Таблица №4. Смертность по возрастному составу (см. скан)

Смертность до 37% как показывает таблица, падает на престарелый возраст от 50 до 75 лет, т.е. возраст тот, в отношении которого суды зачастую при вынесении приговора не считались с целесообразностью применения меры соцзащиты, а при возбуждении ходатайства перед судами в порядке 456 и 461 ст.ст. УПК дела в судах задерживались до 2-3-х месяцев следовательно, этот контингент, в силу своего дряхлого физического состояния, не выдержавший условий жизни Исправительно-Трудовых Учреждений особенно в текущем году, в связи с неудовлетворительным питанием вызывал большой процент смертности.
Следующей группой по возрастному составу, смертность падает на молодежь (21%), которая в основном составляет соцопасный деклассированный элемент, о чем уже указывалось выше.  Смертность по остальному возрастному составу особых замечаний не вызывает.

Таблица №5. Динамика смертности по месяцам (см. скан)

Первые три месяца текущего года смертность в процентном отношении явилась стабильной. Некоторое повышение дал апрель, что следует отнести за счет легочно-больных, на которых особенно имею свое влияние изменения погоды (весна).
Смертность за май включена только по 3 колониям, от остальных сведений получено не было.
ПРИМЕЧАНИЕ: Сведения о состоянии больниц и лечебной помощи по ИТУ Края освещены ранее в специальном обзоре.

В Ы В О Д Ы.
Основные причины повышения смертности в 1932 г. в сводке уже указаны. Сокращение смертности в ближайшее время в Исправительно-Трудовых Учреждениях должно проходить за счет:
  1. Конкретного улучшения питания л/свободы в связи с наступлением периода снятия свежих овощей;
  2. Дальнейшего улучшения медико-санитарной работы лечуреждений ИТУ, под углом охвата медпомощью всех нуждающихся в этом л/свободы и усиления профилактической работы среди лишенных свободы.
  3. Широкого привлечения самих заключенных к борьбе с антисанитарным состоянием исправ.труд.учреждений методами соцсоревнования и ударничества за чистоту.
  4. Настойчивого и систематического требования перед судебными органами применения ст.458 УПК к инвалидам и лицам, обремененным хроническими болезнями, для которых условиях содержания в ИТУ могут иметь отрицательные последствия и увеличивать смертность.

Начальник Адмсектора КУИТу (Емец)

Источник: Государственный архив Новосибирской области.

1932 г., ГУИТУ, Запсибкрай, смертность заключенных, Емец

Previous post Next post
Up