Представленный документ еще никогда не публиковался полностью. Небольшие извлечения цитировались О.В.Хлевнюком. Цифровая копия также публикуется в сети впервые
( Read more... )
> Параллельно в 1930-1933 гг. разворачивались репрессивные кампании, связанные с раскулачиванием, коллективизацией и борьбой с 'расхищением социалистической собственности'.
Интересно, что в этот период репрессии широко использовались советским режимом не только для того, чтобы заставить крестьян вступать в колхозы (и избавиться от тех, кто мог бы этому воспротивиться), но и для того, чтобы заставить новоиспечённых колхозников работать. Вот, например, письмо Косиора Сталину от 5-го апреля 1934-го года:
> За последние годы судами Украины за невыполнение обязательств по хлебозаготовкам, посевных планов, незасыпку семян и т. п., а также за разные маловажные проступки на разные сроки осуждено большое количество колхозников и единоличников, впоследствии вступивших в колхозы. По данным Наркомюста УССР на Украине за 1929-33 годы таких лиц осуждено около 1 миллиона человек.
Кроме того, такое широкое применение репрессий создавало атмосферу, в которой одной угрозы применения репрессий могло хватить, чтобы добиться от крестьян желаемого. Это красочно описал в своих мемуарах Арно Туоминен, глава Коммунистической партии Финляндии в 1930-х годах. Он тогда жил в Москве и выезжал в сельскую местность, где был свидетелем того, как угрозы и шантаж со стороны властей -- вплоть до инсценировок -- бывали достаточны для того, чтобы заставить крестьян "добровольно" делать то, что от них требовали.
Большое спасибо за - традиционно - содержательные комментарии и важное замечание. Документ из РГАСПИ мне был неизвестен, благодарю за ссылку.
--- Он тогда жил в Москве и выезжал в сельскую местность, где был свидетелем того, как угрозы и шантаж со стороны властей -- вплоть до инсценировок -- бывали достаточны для того, чтобы заставить крестьян "добровольно" делать то, что от них требовали.--- Меня всегда несколько озадачивали эти попытки театральности со стороны властей в годы коллективизации, порой доходившие до каких-то кафкианских сюжетов. В спецпоселках Урала, судя по документам, кое-кто из администрации комендатур запугивал спецпереселенцев, выставляя пустые гробы перед работающими ссыльными и т.д.
Да-да, когда я читал эту часть воспоминаний Туоминена (Arvo Tuominen, The Bells of the Kremlin, University Press of New England, 1983, компиляция отрывков из его финноязычных книг), то я тоже несколько раз думал "Что за фантасмагория? Зачем такие сложности?"
Ни к какому определённому ответу я так и не пришёл. Возможно, что дело в том, что психология крестьян начала 20-го века настолько отличается от современной, что те "театральные" методы, которые нам показались бы дикими, были в условиях того времени эффективными. Когда я в своё время читал описания того, как крестьянская жизнь пересекалась с государственными и революционными структурами во второй половине 19-го века -- крестьянские волнения 1850-х годов, "Чигиринский заговор" 1877-го года и т.д. -- то у меня всегда возникало впечатление, что это был совершенно другой мир, о котором жителям индустриального и постиндустриального мира судить очень сложно.
Да вполне вероятно Вы правы насчет психологии - мне попадался отчет жандармского ротмистра в Воронежской губернии (емнип), где целое село поклонялось в начале 1900-х(!) Дубу Перуна.
Интересно, что в этот период репрессии широко использовались советским режимом не только для того, чтобы заставить крестьян вступать в колхозы (и избавиться от тех, кто мог бы этому воспротивиться), но и для того, чтобы заставить новоиспечённых колхозников работать. Вот, например, письмо Косиора Сталину от 5-го апреля 1934-го года:
> За последние годы судами Украины за невыполнение обязательств по хлебозаготовкам, посевных планов, незасыпку семян и т. п., а также за разные маловажные проступки на разные сроки осуждено большое количество колхозников и единоличников, впоследствии вступивших в колхозы. По данным Наркомюста УССР на Украине за 1929-33 годы таких лиц осуждено около 1 миллиона человек.
РГАСПИ. Ф. 17. On. 163. Д. 1019. Л. 68-69. (http://trinitymodel.narod.ru/st_1.htm)
Кроме того, такое широкое применение репрессий создавало атмосферу, в которой одной угрозы применения репрессий могло хватить, чтобы добиться от крестьян желаемого. Это красочно описал в своих мемуарах Арно Туоминен, глава Коммунистической партии Финляндии в 1930-х годах. Он тогда жил в Москве и выезжал в сельскую местность, где был свидетелем того, как угрозы и шантаж со стороны властей -- вплоть до инсценировок -- бывали достаточны для того, чтобы заставить крестьян "добровольно" делать то, что от них требовали.
Reply
---
Он тогда жил в Москве и выезжал в сельскую местность, где был свидетелем того, как угрозы и шантаж со стороны властей -- вплоть до инсценировок -- бывали достаточны для того, чтобы заставить крестьян "добровольно" делать то, что от них требовали.---
Меня всегда несколько озадачивали эти попытки театральности со стороны властей в годы коллективизации, порой доходившие до каких-то кафкианских сюжетов. В спецпоселках Урала, судя по документам, кое-кто из администрации комендатур запугивал спецпереселенцев, выставляя пустые гробы перед работающими ссыльными и т.д.
Reply
Ни к какому определённому ответу я так и не пришёл. Возможно, что дело в том, что психология крестьян начала 20-го века настолько отличается от современной, что те "театральные" методы, которые нам показались бы дикими, были в условиях того времени эффективными. Когда я в своё время читал описания того, как крестьянская жизнь пересекалась с государственными и революционными структурами во второй половине 19-го века -- крестьянские волнения 1850-х годов, "Чигиринский заговор" 1877-го года и т.д. -- то у меня всегда возникало впечатление, что это был совершенно другой мир, о котором жителям индустриального и постиндустриального мира судить очень сложно.
Reply
Reply
Пиздец. Вступили в колхоз, чтобы поправить свое положение - а дальше вольница закончилась.
Вход рубль, выход - два.
Reply
Leave a comment