Докладная записка врио нач.адмотдела НКВД по Ленобласти Иванова о коллективизации от 5 марта 1930 г.

Aug 06, 2018 15:22

В советской официальной интерпретации событий 1929-1930 гг. вступления сельского населения в колхозы традиционно представлялись как добровольные акции, движимые народным энтузиазмом. В реальности все обстояло несколько иначе. Это подтверждает следующий никогда еще не публиковавшийся документ.

Докладная записка временно исполняющего обязанности начальника административного отдела НКВД по Ленобласти Иванова наркому внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачеву о проишествиях, имевших место на почве проведения коллективизации в некоторых районах Череповецкого округа Ленинградской области РСФСР от 5 марта 1930 г.










НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР
Гор. М о с к в а
5 марта 1930 г.
№3739
‘О происшествиях, имевших место на почве проведения коллективизации в некоторых районах Череповецкого округа’
В дополнение к сводке от 13/III с.г. за №3602 считаю необходимым довести до Вашего сведения во внеочередном порядке об обстановке, в которой протекает проведение коллективизации крестьянских хозяйств в некоторых районах ЧЕРЕПОВЕЦКОГО округа Ленинградской области.
1.ПЕСТОВСКИЙ район 11 марта с.г. в дер. Семытино (центр Семытинского с/с.) к зданию быв. Церкви, в которой помещается теперь сельсовет в одной и то же время ( что говорит о наличии предварительной договоренности) - в 4 чася дня- собрались женщины (а средни них также и небольшое число мужчин) всего до 200 человек из дер.Лямцино, Борохино, Староселье и Семытино. Из толпы раздавались крики : ‘Долой колхозы, давай церковь’. Часть из них зашла в помещение с/совета. Это сборище увидел только что прибывший случайно в Семытино участковый милиционер ЛИПКИН, который и спросил собравшихся о цели сборища. Собравшиеся закричали, что они пришли сделать задуманное, но что того кто им нужен - нет, однако персонально никого не называли. Отсутствовал председатель с/с. кандидат ВКП(б) ВИНОГРАДОВ, уехавший в РИК - его то очевидно и искала толпа. Остальные члены и секретарь с/совета заперлись в канцелярии, опасаясь, что толпа их изобьет, так как в самом начале собравшимся был помят один из активистов коллективизации. Видя, что собравшиеся угрожают активку с/совета милиционер ЛИПКИН предложил посторонним оставить помещение с/совета, что после долгих препирательств и было исполнено. После этого собравшиеся продолжали свои крики, стали бросать в здание с/совета палки и угрожающе вновь собираться к зданию. Милиционер ЛИПКИН, опасаясь за безопасность актива, предложил собравшимся разойтись, предупредив, что в противном случае он вынужден будет стрелять. После неоднократного повторения этого ЛИПКИН произвел в воздух сначала один, а затем второй выстрел из револьвера в воздух после которого собравшиеся разошлись.
Об изложенном были немедленно поставлены в известность РИК и Райком, откуда были командированы соответствующие работники и силы. До их прибытия - 12 марта толпа вновь собралась перед с/советом уже в значительно большем количестве, с теми же возгласами, а также указывая, что они ждут поддержки со стороны граждан Сандровского района БЕЖЕЦКОГО округа. По прибытии работников из Рика и Райкома собравшиеся разошлись.

II. Как видно из донесения начальника УСТЮЖЕНСКОГО РАО, в соседних селениях БЕЖЕЦКОГО округа на почве кулацкой агитации и неправильной организационной работы по коллективизации происходят массовые волнения. Так в Дехтярском с/с. Весьегонского района ( где была произведена сплошная коллективизация) под усиленной агитацией местного кулачества из колхозов стали выходить целые селения. В с.Любегощ., где находится центр колхоза-комбината, явилась толпа женщин окружных деревень с требованием об исключении из колхоза.
Открытое по этому вопросу собрание было сорвано, после чего женщины с криками ‘Долой Сов.власть, грабители’ - приступили к повальному роспуску обобществленного скота. Пытавшиеся этому противодействовать член Правления колхоза и ведмилиционер были толпой смяты, после чего толпа женщин бросилась в другие селения и там производить те же действия.
Как отголосок этого в Устюженском районе также начинается массовое женское анти-колхозное движение. В Кормовесовском с/c (район сплошной коллективизации), несмотря на оформление колхозов - женщины толпами являются в РИК и заявляют : ‘в колхозы не пойдем’. В результате колхозы разваливаются,  землемерам не дают проводить землеустройства, от ссыпки и обмена семян отказываются. Подобные же сведения поступают из Никольского и Реньковского с/с., где были попытки растащить семфонды, отказ женщин от сдачи молока Молживсоюзу (несмотря на принятое обязательство) и избиение отдельных работников с/советов. РИКом проводится разъяснительная работа. РАО закончены дознанием 4 дела по обвинению групп кулаков и агитация против колхозов.
О дальнейшем будет сообщено по поступлении сведений с мест.
Врид.Нач.Обл.Адм.Отдела (ИВАНОВ) (подпись)
Пом.Нач.Адо по Милиции (СМОЛЕНЦЕВ) (подпись)

Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф.Р-393. Подлинник.

Ленинградская область, НКВД РСФСР, раскулачивание, 1930 г., коллективизация

Previous post Next post
Up