Докладная записка инспектора ГУМЗ Мяктинова В.Н.Толмачеву о расселении спецпоселенцев ( 1930 г.)

Feb 10, 2018 15:12

Фотокопии публикуются в сети впервые. Извиняюсь за качество- но, увы, таково изображение на аппаратах для просмотра микрофильмов в ГА РФ.
Что касается содержания документа- то это показательный пример перекладывания ответственности с больной головы на здоровую. Впрочем, характерный для ряда советских бюрократов этого периода. Инспектор Мяктинов, на мой взгляд, достаточно парадоксально представляет ОГПУ как спасителей детей от собственных матерей, хотя именно ОГПУ депортировало сотни тысяч крестьян в абсолютно неподготовленные в инфраструктурном отношении периферийные точки, где смертность от голода и болезней достигла 15-20% от общего числа выселенных в 1930 г. и разрушило семьи ссыльных.

Докладная записка инспектора Главного управления местами заключения НКВД РСФСР Мяктинова народному комиссару внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачеву о расселении спецпереселенцев в Уральской области. [Не позднее конца марта 1930 г.]

.










































П-77
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
тов. Толмачеву
Докладная записка
Согласно Вашего задания мною обследовано на месте ссылки пути следования на место кулаков II-ой категории и их семей:
1)    Пункты следования от города Тюмени до г. Тобольска.
2)    По наведенным справкам следования и конечного месторасположения в районе Надеждинска (опросом) за неимением времени, плохой весенней дороги.
В Тобольске и его окрестности до 25 километров от города расположено около 50.000 человек, в районе Надеждинска до 5.000 человек (семья в среднем 8 человек).
Мною проверено путем опроса и личного наблюдения один прибывший эшелон, в области подготовки [к] переброске до конечной остановки и приема их на месте считаю организовано сравнительно хорошо, если не считать некоторых отрицательных сторон, а именно: скученности жилища и отсутствия медобработки, каковые отнести к местным органам нельзя лишь потому, что необходимо учесть условия районов и недостаток медработников.
По прибытию в гор. Тюмень мною установлено следующее: город служит передаточным пунктом, то есть прибывают эшалоны с кулацкими семьями, их разгружают, кормят обедом и погружают на подводы и отправляют на Тобольск. На погрузку давалось 3 часа, и это вполне было достаточно на 1 эшалон.
Семьи кулаков ехали в вагоне от 30 до 35 человек, в товарных вагонах с временными печами. Кулаки снабжены одеждой хорошо, везут с собой большие сундуки с домашним скарбом, везут с собой в эшалонах много хлеба (в одном эталоне 8 вагонов). Весь хлеб в Тюмени у кулаков отбирался органами ОГПУ за неимением подвижного состава, что еще более озлобляло кулаков.
В Тюменском округе было мобилизовано до 3 000 подвод для перевозки кулаков. В Тобольском округе точно установить количество не удалось вследствие недостаточного учета, но не менее количества Тюменского округа.
По пути следования от Тюмени до Тобольска наблюдались следующие картины: отцы-кулаки ругали матешиной своих малолетних детей и прибавляли «подыхайте, на что теперь вы мне нужны»; были случаи, что матери нарочно не одевали грудных детей, которые при большом морозе до 40° замерзали и которых выбрасывали на дорогу, некоторые матери закутывали грудных детей так, что они под одеждой задыхались и их тоже выбрасывали на дорогу. С более старшим возрастом родители обращались лучше, но и тут ОГПУ приходилось у некоторых отбирать лишнюю одежду и укрывать детей. Были случаи в дороге от Тюмени до Тобольска в семьях скрывали взрослых больных тифом из боязни разлуки с семьей, но когда обнаруживали, то их оставляли в Тюмени, для которых были оборудованы специальные больничные бараки, больных детей оставляли с матерями. Были в пути случаи мародерства со стороны милиции (грабили крестьян), за что их привлекали к уголовной ответственности, наблюдалось и другое, молодые кулачки приглашали сопровождающих милиционеров для половых актов в присутствии своих семей, и все это делалось открыто, за что милиционеры и пошли под суд. Были случаи встречи местными крестьянами кулаков с «хлебом с солью».
Все вышеизложенное, безусловно, явление не массовое, но оно характерно тем, что кулак хватается за все способы и которыми хочет доказать варварство большевиков.
В Тобольске и его окружности размещено до 50.000 кулаков, каковые размещены следующим порядком. В городе Тобольске до 7.500 ч.[,] они расквартированы временно до навигации в церквах и в больших домах (окружного суда, военного городка и других домах), во всех занимаемых помещениях построены 3-х этажные нары, спят в повалку плотно, на окраине города уплотнены все жители кулаками, в Тобольском р-не размещены среди крестьян 13.500 кулаков, в Уватском р-не 18 тысяч человек, в Дубровском р-не 6 тысяч человек, в пути следования 3.500 человек, преимущественно местные кулаки Уральской области.
В Тобольском округе размещены кулаки - местные - уральцы, терцы, донцы, тоже и в Надеждинске.
В Тобольске и его районах размещение кулаков временное до начала навигации, которая предполагается в конце мая. Конечное размещение предполагается по реке Оби на Север (Березовка) и на восток (Сургут), в первом районе предположено их занять на рыбных промыслах, во втором на лесоразработках. Информирован я Председателем Окрисполкома и Секретарем Окркома партии Тобольска.
Скученность размещения грозит развитием эпидемии тифа, и это усугубляется еще и тем, что вся масса кулацкого потока размещена без санитарной обработки и ничем не изолирована от местного населения.
Имеются такие случаи, что дети и учителя занесли эпидемию в школы. Привожу для иллюстрации цифры Тобольского Здравоохранения.

местное население

переселенцы

Скарлатина

6 случаев

22

Корь

12

41

Сыпной тиф

2

16

Эти цифры характерны лишь тем, что выявления случаев болезни случайны и только в настоящее время приступает Здравотдел к систематической санобработке переселенцев, в это Здравотдел само верит плохо, лишь потому, что оно не имеет достаточного количества медкадра, которые бы могли справиться с такой работой. Со слов Зав. Здравотделом, наиболее угрожающим является сыпной тиф.
Политическое настроение среди кулаков в данный момент с виду удовлетворительное до 16.III. Незнание кулаками дальнейшей перспективы, отобрания хлеба, конечно, толкало на выступления против адм-органов, были такие случаи: во время прохождения кулаков около <…часть слова не прочитана>ского монастыря их встретили ссыльные монахи ин[н]окентьевцы, сосланные несколько лет тому назад[,] с крестным ходом к ним кулаки присоединились и устроили демонстрацию, головку ОГПУ изъяла, но с большим трудом, с применением физической силы, и отправила в изолятор.
После чего собрали собрание кулаков и объяснили им, как они будут на месте использоваться и на каких работах, и это успокоило их и до известной степени внесло ясность в их дальнейшую судьбу.
В Исполкоме и партийном комитете прорабатывается план по временному использованию физической рабочей силы до навигации. В плане предусматривается использование всей квалифицированной силы на имеющихся в городе предприятиях, всю неквалифицированную рабочую силу предполагается использовать на разборке старых домов и церквей.
По Надеждинску всю кулацкую рабочую силу используют на лесоразработках с первых дней прибытия, каковые размещены от Надеждинска в 150 до 200 километров. Поселяются [во] вновь отстроенных бараках и избах, отведенных им со дня приезда.
Мяктинов
«    » марта 1930 года
гор. Москва
На л. 89 об. на полях слева рядом с подчеркнутым от руки текстом «были случаи, когда матери нарочно не одевали грудных детей [...] их тоже выбрасывали на дорогу» вертикальная черта и рукописная помета: «<дес>ятки случаев». Ниже также на полях слева напротив подчеркнутого от руки текста «В Тобольске и его окружности [...] В городе Тобольске до 7.500 ч.» вертикальная черта и рукописная помета: «<В> Тобольске <...>» (далее неразборчиво). Датируется по содержанию документа.
Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1796. Л. 89-90 об. Машинописный подлинник. подпись - автограф. Опубликовано: Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930-1940 гг. Книга II. Москва. 2006

Толмачев, Уральская область РСФСР, раскулачивание, 1930 г., спецпереселенцы

Previous post Next post
Up