Приказ полномочного представителя ОГПУ по Уралу № 28/5 от 19 января 1932 г.

Jul 05, 2017 15:35

Представленный ниже секретный приказ уральского ПП ГПУ полностью еще никогда не публиковался. Документ характеризует криминогенную обстановку в спецпоселках Урала начала 1930-х, а также методы борьбы ОГПУ с наиболее вопиющими проявлениями произвола низовой администрации спецпоселений, который, в конечном счете, вредил производственно-хозяйственной деятельности ГУЛАГа и вызывал недовольство высших эшелонов карательного ведомства. Подобные грозные приказы с призывами соблюдать социалистическую законность и показательными наказаниями ряда сотрудников ГПУ время от времени появлялись в недрах бюрократической машины советской политической полиции. Однако, радикально улучшить обстановку с преступностью в спецпоселениях они долгое время не могли, поскольку эскалация тяжких преступлений в спецпоселках образца 1930-1931 гг., во многом, была вызвана провальным кадровым решением Центра- делегировать часть административных функций в спецпоселениях для раскулаченных на заключенных и бывших заключенных-уголовников.

Подробнее о нравах и моральном облике работников комендатур и кадровой политике ГУЛАГа в спецпоселках Сибири см. статью А.Г.Теплякова "Охранное отделение" режимной экономики: комендантский корпус спецпоселений в Сибири (1930−1940-е гг.)

Как отмечают авторы примечаний пятого тома ИСТ (Истории сталинского ГУЛАГа):  "Действительно, квалифицированного персонала для обслуживания свыше миллиона спецпереселенцев у местных органов ОГПУ не хватало, и они пошли по самому простому пути - стали назначать на должности комендантов поселков, их помощников и охранников заключенных. Это, безусловно, дало огромный процент должностных злоупотреблений, воровства, издевательств, избиений и изнасилований. Приказом ГУЛАГ ОГПУ № 355 от 8 апреля 1932 г. было предложено «снять с должности комендантов, их помощников и стрелков, всех заключенных, независимо от статей судимости». Также администрации спецпоселков было запрещено «покупать или продавать спецпоселенцам какие-либо вещи и привлекать спецпереселенок в качестве домашних работниц" (См.: ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1. Д. 11. Л. 38)

О ситуации с преступностью в системе спецпоселенческих комендатур Урала в эти годы также дает определенное представление уже публиковавшаяся в блоге докладная записка оперуполномоченного ОО ПП ОГПУ по Уралу  А.С. Кирюхина и начальника Областного комендантского отдела Н.Д.Баранова о расследовании группового выступления спецпереселенцев Петропавлоского Леспромхоза Надеждинского района Уральской области от 13 мая 1931 г.

Приказ полномочного представителя ОГПУ по Уралу № 28/5 о привлечении к уголовной ответственности ряда работников спецпереселенческих комендатур региона от 19 января 1932 г.







При транскрипции расшифрована аббревиатура "cп/пер".

П Р И К А З
г.Свердловск     №28/5  19 января 1932 г.

За время обслуживания кулацкой ссылки органами ОГПУ отдельные работники личного состава районных, участковых и поселковых комендатур
допускали ряд вопиющих безобразий по отношению к спецпоселенцам, в виде избиения и издевательств, выразившихся в беспричинных арестах, с содержанием в холодных карцерах, изнасиловании женщин, умышленном убийстве, присвоении денег и почтовых посылок, присылаемых в адрес спецпоселенцев и ряд других компроментирующих органы ОГПУ незаконных действий, как например:
1) Цыковкин - поселковый комендант Чердынского района систематически избивал и истязал спецпоселенца 13 летнего мальчика - Холмогорова, в результате чего он умер. Постановлением Коллегии ОГПУ от 14 декабря - Цыковкин приговорен к высшей мере наказания с заменой 10 годами заключения в концлагерь;
2) Сыропятов Г.В. и Рябков - поселковые коменданты Чусовской комендатуры за умышленное убийство спецпоселенцев, постановлением Коллегии от 18 сентября 1931 г. приговорены к высшей мере с заменой 10 годами заключения в концлагерь;
3) Радостев - поселковый комендант Гаинского района Коми-Пермяцкого округа, систематически избивал спецпоселенцев, сажал их в холодные карцера и инсценировал расстрелы спецпоселенцев. Постановлением Коллегии от 14 декабря 1931 г. Радостев приговорен к заключению в концлагерь сроком на 10 лет;
4) Васильев - поселковый комендант Верхуторского района систематически избивал спецпоселенцев, понуждая спецпоселенцев к вступлению с ним в половую связь, за что освобождал их из ссылки и присваивал взятые у спецпоселенцев при обыске деньги. Постановлением Коллегии ОГПУ от 14 декабря 1931 г. заключен в концлагерь сроком на 10 лет.
5)Голубев- Пом.пос.коменданта Верхотурского р-на систематически пьянствовал, производил в пьяном виде бесцельную стрельбу, незаконно арестовывал спецпереселенцев и в течении полутора часов верхом на лошади гонял по поселку сторожа из спецпереселенцев ЗАГОРСКОГО. Постановлением Коллегии ОГПУ от 14/XII-31 г. осужден к заключению в концлагерь сроком на 10 лет;
6) Майоров и Игнатов - поселковые коменданты бывшего Кытлымского района систематически издевались над спецпоселенцами, сажали в холодные помещения, в результате чего многие спецпоселенцы заболели, присваивали присылаемые в адрес спец-поселенцы посылки. Постановлением Коллегии ОГПУ от 14 декабря 31 г. осуждены к заключению в концлагерь сроком на 5 лет каждый;
7)Пом.Пос.Коменданта- Худяков /Тавдинская комендатура/ 9-го Октября 1931 г. в пьяном виде под угрозою оружия изнасиловал спецпереселенку Кокунько. Дело по обвинению Худякова направлено в Коллегию ОГПУ;
8)Анисимов- Пом.Пос. Коменданта Сталинского р-на, систматически избивал спецпереселенцев. Постановлением Коллегии ОГПУ от 14/XII-31 г.
Анисимов осужден к заключению в концлагерь сроком на 5 лет;
9) Вислых и Девятых - поселковые коменданты Н.Туринского района предаются суду Коллегии ОГПУ по обвинению их в непринятии мер к снабжению спецпоселенцев продовольствием, вследствие чего часть спецпоселенцев голодали; в убийстве спецпоселенца Горпа и его глухонемой дочери и в инсценировке расстрела спецпоселенцев.

Приведенными выше примерами не исчерпываются факты издевательского отношения к спецпоселенцам со стороны сотрудников комендатур, но, однако, таковые следствием доподлинно еще не установлены.
ПРЕДУПРЕЖДАЮ: личный состав сотрудников комендатур спецперееленцев, что подобные явления и применение вообще неправильных действий по отношению к спецпереселенцам будут караться самым строгим образом.
К ответственности будут привлекаться не только непосредственные виновники, но и лица не принимавшие мер борьбы на местах с этими явлениями и сотрудниками, знавшие и недоносившие никому об этом.
Обращаю внимание на нетерпимость в аппарате ГПУ таких явлений, призываю местное руководство повести разъяснительную работу среди подчиненных и систематическую проверку на предмет искоренения таковых.
Настоящий приказ объявить под расписку всему личному составу работников районов спецссылки.

П.п. ПП ОГПУ по Уралу - РАПОПОРТ
Верно- Ст.Дел-тель БАРАНОВ
С копии верно: Инспектор ОСП ПП ОГПУ - МИХАЙЛОВ

Верно: секретарь ОСП ПП ОГПУ (подпись) СТАРЦЕВА

Источник:Государственный архив Российской Федерации. Ф. P-9414. On. 1. Д. 1946. Л. 95-96. Заверенная копия с копии.  Частично опубликовано: История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах / Т. 5. Спецпереселенцы в СССР. М.2004.

1932 г., ГУЛАГ, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up