Представляю вниманию читателей еще никогда не публиковавшиеся документы о Назинской трагедии- рапорты инспектора СИБЛАГа ОГПУ тов. Новгородцева и объяснительную записку уполномоченного СИБЛАГа ОГПУ по Нарымскому округу тов.Белокобыльского.
Данные документы использовались в ходе расследования инцидента так называемой комиссией Ковалева (состоявшей из московских ревизоров и должностных лиц краевого уровня).
Эти материалы демонстрируют (в очередной раз) несогласованность и хаос, царившие на всех уровнях управленческой иерархии Сибирского ИТЛ в ходе массовой операции по депортации "деклассированного элемента" весной-летом 1933 г.
Если верить Белокобыльскому, 15 мая 1933 г. он предпринял попытку остановить пароход "Водопъянов", перевозящий две баржи с деклассированными по Оби на остров Назино. Уполномоченный СИБЛАГа направил инспектора Сибирского ИТЛ Новгородцева с целью перехватить караван и дождаться прибытия самого Белокобыльского совместно с начальником Нарымского окружного отдела ОГПУ Шестаковым. Однако
начальник каравана Колубаев был ориентирован Томской пересыльной комендатурой подчиняться только приказаниям лично зам.начальника СИБЛАГа И.И. Долгих, с которым по прибытию Новгородцева на пароход связаться не удалось. В результате караван продолжил свое злополучное путешествие, окончившееся катастрофой.
Помимо всего прочего, артефакты позволяют взглянуть как порой в реальности составлялись официальные материалы в пенитенциарной системе образца 1933 г.
Вопреки довольно наивным конспирологическим априорным верованиям комментаторов в рунете, в соответствии с которыми все документы эпохи, якобы, должны быть на ведомственных бланках, с входящим и исходящим номером, без грамматических ошибок и с красивыми печатями, реальный документооборот лагерной системы (и не только ее) далеко не всегда соответствовал этим идеалистическим ожиданиям.
Особенно ярко этот контраст проявляется при анализе документации низовых звеньев административного аппарата ИТЛ, хотя в данном случае мы видим целого уполномоченного Сибирского исправительно-трудового лагеря по Нарымскому округу, делающего массу грамматических и пунктуационных ошибок в объяснительной, написанной небрежно карандашом на клочке обыкновенной бумаги без всяких печатей и входящих/исходящих номеров. Данные документальные свидетельства еще раз доказывают, что вульгарный "презентизм" (перенесение собственных/современных представлений на события или явления прошлого) ведет к грубым источниковедческим ошибкам в лучшем случае или в объятия полубезумной конспирологии в худшем.
Объяснение уполномоченного СИБЛАГа ОГПУ тов.Белокобыльского об отправке караванов с деклассированными на остров Назино на имя помощника начальника СПО ПП ОГПУ тов.Сорокина от 17 октября 1933 г.
Орфография оригинала по возможности сохранена.
Пом.нач СПО ПП ОГПУ тов. Сорокину от упол. Сиблага ОГПУ по Нарымскому Округу
Объяснение
Об отправке 4900 чел. диклассированных из Томска в Александровскую к-ру мною получена радиограмма от к-та Томской пересыльной к-ры тов.Кузнецова 15/V с/г вечером, а 16/V в 9 часов прибыл караван с диклассированными который сигнальными знаками параход был остановлен на другой стороне реки Оби куда мною сразу же был послан Инспектор тов.Новгородцев задержат параход на несколько часов, чтобы договорится с нач.Сиблага почему направляются диклассированные на Вер.Вартовскую
В месте с тов.Шестаковым составив конспект переговоров по радио(рации?) тов.Долгих с протестом высадки на пристане ВерхВартовской, а также и полной не подготовленности к приему на В.Пане, а также отсутствие средств передвижения в Александровской. Но так как Долгих в этот момент не явился к аппарату то ответ был задержан, высланный для задержания Каравана тов.Новгородцев доложил мне по рации, что нач.каравана тов. Колубаев останавить караван отказался мотивируя, что он может остановится только тогда когда будет распоряжение письменное от тов.Долгих а без этого он не имеет право останавливатся и некому не подчиняется согласно данных ему из Томска установок, а поэтому дал распрояжение отправлятся, высадил Новгородцева на другой стороне Оби. Об этом безобразии я сообщил Долгих (неразборчиво)
При сем прилагаю копие радиограммы Куцнецова за
Копие рапорта Новгородцева и копие ответ на наш протест с Шестаковым начком Сиблага
Тов.Горшковым
Упол.Сиблага (подпись) 17/X 33 г.
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.187-187 об.
Рапорты инспектора СИБЛАГа ОГПУ т.Новгородцева на имя Уполномоченного СИБЛАГа ОГПУ по Нарымскому округу тов.Белокобыльского от 19 и 17 мая 1933 г.
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.133.