Докладная записка врачей Алесандро-Ваховской комендатуры о случаях людоедства на Назинском острове

Nov 14, 2016 12:16


Докладная записка врачебного персонала комендатуры о случаях людоедства на Назинском острове от 9 июня 1933 г.



УПОЛНОМОЧЕННОМУ СИБЛАГА О.Г.П.У.

Сообщаем что за время пребывания на острове против д. НАЗИНО, где временно размещены были Т/п обнаружено было людоедство. Виденные 12 трупов, за весь период были с вырезанными мягкими частями и [не]которых, с вынутыми внутренностями (легкие, печень). Приведенные самими же заключенными виновные - группа 3-х человек упорно отрицала свою вину и была направлена к начальнику конвоя. Все они конвоем отпущены. Вторая группа выявленная самим конвоем, была допрошена комендантом и находится под арестом. Эта группа созналась в своем преступлении. Все они в молодом возрасте от 20 до 25 лет. Признаков истощения не наблюдается. Первая же группа, во внешнем виде являла признаки дегенерации, о чем указывалось в акте санитарного обследования от 23/V-33 года.
Общее впечатление таково: подобные преступления вызваны не голодом, а просто разнузднастью и извращением.

Медработники: (подпись не разборчива)
Лекпом Рябов

Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф. 7-П. Оп. 1. Д. 628. Л. 84. Машинописная заверенная копия. Опубликовано:

Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.

Важно отметить, что прибывший в район 20 июня начальник отдела трудпоселений СИБЛАГа ОГПУ И.И.Долгих, в прямой зоне ответственности которого разыгралась катастрофа, попытался сначала переложить эту ответственность "с больной головы на здоровую" (в духе эффективного менеджмента ОГПУ) и обвинить вымирающий "контингент" в "антисоветской" политизации массовой смертности и отсутствии людоедства на острове.

В резолютативной части протокола состоявшегося 21 июня совещания руководящих работников Алесандро-Ваховской штрафной комендатуры СИБЛАГа и приехавшего на место трагедии  Долгих, в частности, содержался такой пункт.



Однако, и представленный документ и все последующие независимые расследования ( со стороны краевой прокуратуры, партийных органов) назинского "инцидента" подтвердили факт каннибализма. В дальнейших "оправданиях" перед инстанциями Долгих уже не возвращался к данному аргументу.  Подобное желание преуменьшить масштабы катастрофы достаточно показательно. Напомню также, что по итогам расследования трагедии, И.И. Долгих не только не привлекался к уголовной ответственности, но и сохранил свою должность начальника отдела трудпоселений Сибирского ИТЛ (к вопросу очень популярной среди неосталинистов довольно наивной "рационализации" 1930-х в соответствии с которой всех местных "перегибщиков" обязательно наказывали, если произвол вскрывался).

1933 г., Назино, депортация 1933 г., Долгих, ГУЛАГ, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up