Смертность в лагерях ГУЛАГа НКВД в 1935 г. по данным санитарного отдела

Mar 03, 2016 08:36

Период 1935-1936 гг. для лагерей ГУЛАГа НКВД СССР являлся временем относительной стабилизации и нормализации санитарной обстановки в лагерном комплексе.
Данный факт, конечно, не означает, что отбывать наказание в лагерях в это время было легко, но в тюремном мире любые оценочные суждения о "благополучии" очень эфемерны и условны.
К 1935 г. абсолютно экстремальная смертность первой половины 1930-х осталась позади. После гибели самых истощенных узников в голодные 1932-1933 гг., массовых "разгрузок"
(досрочного освобождения по болезни) пенитенциарных структур от инвалидов, а также поступления новых, еще не успевших "дойти" контингентов  коэффициенты смертности в большинстве лагерей к 1935 г. существенно снизились.

Представленные в посте документы еще никогда не публиковались полностью. Отдельные итоговые цифры впервые были введены в научный оборот В.Н. Земсковым.

Смертность в лагерях ГУЛАГа НКВД в 1935 г. по данным санитарного отдела








Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.2740.Л.26-27.

Всего в лагерях ГУЛАГа( без учета тюрем, колоний и спецпослений) в 1935 г. по данным САНО умерло 27 304 человека, что составило 3,6% от среднегодового состава заключенных ( в 1934-  4,28%, в 1933- 15%) . Данный средний коэффициент где-то в три с половиной раза превышал аналогичные индексы  у сопоставимой половозрастной когорты в свободном населении СССР этого периода. Реальная смертность, по данным УРО, была чуть выше.

Однако, как я уже неоднократно отмечал, ГУЛАГ был все-таки слишком масштабным явлением, чтобы всегда продуктивно характеризоваться средними величинами.
Поскольку условия содержания в лагерях очень сильно варьировались от одного лагуправления к другому полезно опуститься для анализа на микроуровень отдельных ИТЛ.

Например, даже в этот "стабильный" период Свирский и Темниковский лесозаготовительные лагеря демонстрировали аномально-высокую смертность.
Годовой индекс смертности в Свирьлаге и Темлаге 1935 года составил 9,68% и 11,3%, соответственно. Следовательно, в этих лагуправлениях за год погиб каждый десятый лагерник от среднегодового состава, данные коэффициенты были где-то в 9-10 раз выше, чем у сопоставимых возрастов на воле. Такая экстремально- высокая смертность объяснялась прежде всего производственным профилем данных лагерей. Работа на лесоповале почти единодушно и администрацией и самими заключенными признавалась самой изматывающей. Учитывая что работы по рубке леса производились почти без механизации, мускульной силой заключенных, а в лагерях в это время действовала шкала "дифференцированного питания" в соответствии с которой лагерникам урезали паек из-за невыполнения норм выработки, организм заключенных лесозаготовительных лагерей деградировал в разы быстрее, чем у узников, которым "посчастливилось" попасть в лагерь промышленного или сельскохозяйственного профиля.

Наиболее благополучная санитарная ситуация cкладывалась в Сарлаге, Ухтпечлаге, Прорвлаге, ББК и Дальлаге, где смертность в 1935 г. была менее 2%, где-то в полтора раза превышая смертность в свободном населении СССР у сопоставимых возрастов. Более высокие коэффициенты демонстрировали Сазлаг, Дмитлаг, Ветлаг, Карлаг, Бамлаг и Сиблаг.

1935 г., ГУЛАГ, смертность заключенных

Previous post Next post
Up