Смертность выселенных крестьян в Северном крае с конца февраля по 1 декабря 1930 г.

Feb 19, 2016 10:52


В этом посте я бы хотел заострить внимание читателей на демографической ситуации среди высланных в Северном крае 1930 г.

Смертность выселенных крестьян в Северном крае с конца февраля по 1 декабря 1930 г.



Источник: Докладная записка ОГПУ от 9 февраля 1931 г. о высланных кулаках 2-й категории. Государственный архив Российской Федерации.Ф-Р.9414.Оп.1.Д.1943.Л.107.

Соответственно, с февраля 1930 г. по 1 декабря 1930 г. в Севкрае, под данным ОГПУ, из 126 095 человек умерло 21 213. Что составило 16,8% от общего количества выселенных. Фактически, менее чем за год в Севкрае из группы депортированных в более чем 120 тыс. человек погиб каждый шестой депортированный. Любой человек, имеющий хотя бы самое рудиментарное представление о медицинской статистике и коэффициентах смертности должен отдавать себе совершенно трезвый отчет, что означает годовой коэффициент смертности почти в 17% для 120 тыс. группы людей в невоюющей и формально неголодающей стране, которая уже давно восстановилась после разрухи Первой мировой и Гражданской войн. Отчего возникали подобные индексы дает представление, допустим, вот этот документ.

Возможные возражения могут строиться на вольном допущении "нерепрезентативности" демографической ситуации Севкрая для 1930 г.  Якобы, это некий частный, выдернутый из контекста "эксцесс и перегиб", а остальным кулакам было "хорошо", ну или не так плохо.

Однако, Севкрай для "кулацкой ссылки" 1930 г.- это самый что ни на есть репрезентативный регион. Поскольку основной поток депортации концентрировался в 1930 г.  именно в Северном Краю. Этот тезис легко доказывается анализом той же докладной записки и массы альтернативных архивных источников из ГА РФа и региональных архивов. Северный край, в состав которого в 1929-1936 гг. входили Коми автономная (с 1936 г. - Коми АССР, с 1991 г. - Республика Коми), Архангельская и Вологодская области, был первым и крупнейшим регионом, куда депортировали раскулаченных. На втором месте в 1930 г. стоял Урал (где тоже все было очень печально в эти годы), а лишь затем все остальные регионы  (включая и Сибирь, где также везде фиксировалась сверхсмертность, иногда катастрофическая).

На мой субъективный взгляд, анализ прямых демографических потерь первых, самых тяжелых, но в то же время наиболее слабо исследованных в этом аспекте годов спецссылки (1930-1931 гг.), помимо, собственно, исторической задачи- установления реального числа погибших в самый кризисный период существования системы спецпоселков- также  помогает избегать ныне модных спекуляций на тему раскулачивания в апологетическом и "релятивистском" духе. Очищает сознание от манипуляций в ту или иную сторону.
Если в годы перестройки и гласности массовым сознанием владела магия "антисоветских" "завышенных цифр", то сейчас, по законам социальной реакции, появляются точно такие же не очень компетентные пропагандисты с обратным идеологическим знаком, апеллирующие к "заниженным цифрам" или просто сыпящие макроисторическими обобщениями без всяких цифр, но с "единственно верным" идеологическим посылом. Слабо зная пресловутую материальную часть, откровенно плохо себе представляя корпус источников по проблеме, они, меж тем, свято уверены в том, что с депортированными ничего особенно страшного не происходило, комфортно игнорируя первые годы спецссылки и "рационализируя" ее более поздним временем (концом 1930-х), когда положение ссыльных, действительно, относительно улучшилось- люди попросту кое-как обжились, а власти пошли на некоторое смягчение режима и льготы для спецпереселенцев .
То что подобные пропагандистские приемы являются, мягко говоря, некорректными и ничуть не более правильными, чем практикуемые некоторыми бичуемыми "антисоветчиками" парадигмы критики советской репрессивной политики, никого не волнует.
Общественным сознанием все больше овладевают "про-советские" заниженные" цифры и "голословные рационализирующие тезисы" ( без ссылок на аутентичные архивные данные).

Самое интересное, что постулирование этих, мягко говоря, далеких от исторической реальности цифр происходит с массой грубых ошибок и без ссылки на какие либо проверяемые архивные документы.

Например, уже не раз упоминавшийся мной публицист Борис Юлин, штатный "историк" тупичка Гоблина, в своей статье "Кулак" без единой ссылки на какие-либо научные работы утверждает буквально следующее :"И вот выселили больше 2-х миллионов кулаков. Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. На самом деле это тоже не соответствует действительности. "

С Борисом Юлиным не согласится такой известный антисоветчик и подлый "праволевацкий урод" как начальник отдела спец/трудпоселений ГУЛАГа ОГПУ, заместитель начальника Управления лагерями Полномочного представительства ОГПУ-НКВД Западно-Сибирского края (с 1937 г. - г. Новосибирской области) И.Долгих, который признавался : " «В 1930 г. в ноябре месяце мы пере­селили 5 тысяч человек в Тоинскую комендатуру на снег, ибо не было другого выхода, но тогда никаких политических событий не произошло, ибо этот контингент сразу же принялся за строительство. Строили печки, а в тамошних условиях можно построить в 10 часов. Если земля мерзлая, можно было бы снять пласт, сделать костер и через час-два глина оттает» ." цит. по Красильников  С. А.   Серп  и  Молох.  Крестьянская  ссылка   в  Западной  Сибири  в 1930-е   годы.-  М.:  2003.

В докладной записке заместителя председателя Даль­невосточного краевого комитета Недзвецкого, направленной в Президиум ВЦИК РСФСР 22 августа 1930 г, сообщалась, что на приисках «Союззолото» в трех округах (Сретенском, Зей­ском и Николаевском-на-Амуре) было расселено 12 650 чел. в «отдельными поселками по 100 семей в каждом», которые управлялись комендантами и приданными им по 2- 5 стрелков специальной охраны. Правлением «Цветметзолото» и «Союззолото» от рассе­ления и трудоустройства кулаков фактически устранилось. «На большинстве приисков кулаки размещены в землянках с двойными нарами, полуразрушенных, без окон, две­рей, пола и потолка, халупах, в палатках и, в лучшем случае, в общих бараках. Помеще­ний под культурно-просветительные и санитарные нужды (школы, бани, складочные помещения) нет. Организация питания безобразна, варка пищи на кострах, хлебопече­ние предоставлено собственному попечению вселенных (даже одиночкам)». «Не еди­ничны случаи, когда отдельные представители «Союззолота» заявляют: "До тех пор, пока кулаками не будет выполнена летняя программа золотодобычи, к строительству жилищ приступлено не будет". Там, где приступлено к строительству жилищ, наблюда­ется полнейший разнобой. Одни только кредитуют вселенных лесоматериалами, предо­ставляя строиться самим в "свободное" от работы время (при 12-часовом рабочем дне). Другие, при помощи плотников из тех же кулаков, строят общие бараки, производя оп­лату труда в половинном размере, тогда как работающим по золотодобыче выплачива­ется полный заработок, создается антагонизм между кулаками. Третьи возводят жили­ща, оставляя открытым вопрос возмещения этих расходов.(ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 141. Д. 463. Л. 9-3) цит. по История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах / Т. 5. Спецпереселенцы в СССР.М.2004.

А, например, совершенно точно не известный Борису Юлину Управляющий делами Союзрыбы А. Самсонов в своем докладе (1931 г.) почему-то писал: «Смертность громадная, особенно на крайнем севере. Заброшенные 9 семейств в Тазовскую губу вымерли за исключением 2-3 человек. В Обдорском районе смертность достигала 15-20%. Главным образом свирепствует цинга. В июне было эвакуировано в Тобольск 200 цинготных семей. В мою бытность свирепствовала скарлатина. Есть семейства, которые остались благодаря этой болезни без ребят» [[ЦДООСО.Ф.4.Оп.9.Д.218.Л.264.об.-265.] цит. по Кулацкая ссылка на территории Ямало-Ненецкого округа в первой половине 1930-х гг: численность, размещение, условия жизни//Пять столетий Югры: проблемы и решения, итоги и перспективы: Коллективная монография / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.

P.S.Вообще, по хорошему, всю одиозную дегуманизирующую передачу Юлина и Гоблина о кулаках, которую я имел несчастье бегло просмотреть, надо бы разобрать "для порядка"- без ругани, переходов на личности и доминирующего онлайн-блатного пафоса (который я очень не люблю), а сугубо по содержательной части "тезисов", с конкретными цитатами и разбором "залетов". Но во-первых, нет времени и, во-вторых, честно говоря, лень воевать с ветряными мельницами. Если появится свободное время, все же, думаю, пройдусь более детально и по разговорам о 3,3% смертности и по другим "перлам" из передачи.

раскулачивание, 1930 г., коллективизация, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up