(no subject)

Aug 30, 2009 12:15

Всё-таки тяжело человеку творящему найти необходимый баланс между жизненной правдой и художественным вымыслом. Того и гляди скажут, что здесь, дескать, приврал, исказил; или наоборот - только и делал, что описывал суровую действительность: ни тебе финтифлюшек, ни декоративной росписи, ни литературных фокусов, ни виртуозно-словесных кульбитов. Вот, к примеру, в майском выпуске журнала «Что читать» были опубликованы выдержки из повести Дмитрия Морачевского «Известки» (между тем книга номинирована на «Национального бестселлера»). Не обошлось без мистификаций: кто скрывается под псевдонимом - загадка, даже наш верный друг Интернет молчит; только и выдаёт, что интересующий нас текст есть не что иное как документальное свидетельство о колонии для несовершеннолетних (тут картина несколько проясняется, но не совсем).

Где-то с месяц Пионера никто не трогал и пальцем, так как три раза в день его проверяли на наличие побоев. Его просто насиловали… насиловали все, кто этого хотел. Каждый день. Каждую ночь. По многу-многу раз.
<…> Через день на нём чистым оставалось одно лицо, а на теле не было живого места. Он превращался в мразь, в животное. Те, кто не хотел пачкать о него руки, обходили его, но таких было мало. Его били все, даже пидерасы. Его заставляли есть говно и опарышей. Он стал «дельфином» - в нужнике пятнадцать дырок, он ныряет в первую, выныривает, ныряет во вторую… И так - до конца. От него постоянно воняло. С ним невозможно было рядом находиться.
<…>
Я лёг рядом с ним, так как говорил он с трудом. Просьба заключалась в том, чтобы я помог ему ходить… У него были разбиты яйца и весь пах - сплошная гематома.

После прочтения у меня возникло много вопросов. В основном риторических. Видимо, предугадав подобное, некто в предисловии осмотрительно отметил: «Автор пишет, чтобы просто знали». Ёмко и афористично, нечего сказать. И не подкопаться: некто из предисловия слинял, оставив нас наедине с текстом; тут уж думайте сами, решайте сами. Почему-то после этого в моём сознании рядом с безымянным автором возник образ писателя Михаила Шишкина со всем шлейфом достижений («богатство словаря, музыкальность и пластичность фразы, тонкий психологизм»). Видимо, сработал принцип противопоставления. Хотя тут дело не только в косноязычности автора и не в моей брезгливости, а скорее в том, что Д.М. не описал принципиально ничего нового. Хотя тут уже вопрос не сколько к Морачевскому, столько к тем, кто номинировал эту повесть на «Нацбест». Ведь «чтобы знали» уже сказали Шаламов и Довлатов. И сказали лучше (что, впрочем, даже не обсуждается). Сейчас для того чтобы знать, вообще достаточно только нажать кнопку телевизора - и тут польётся такой поток всевозможной чернухи, что, по крайней мере, для осведомлённости точно хватит. Мне кажется, что в данный момент как раз нужно говорить о другом, используя иные краски.

Или вот ситуация №2: будний вечер на НТВ, мама смотрит сериал «Глухарь» под моё неустанное цоканье. Из всего снятого на подобную тему (а как мы все знаем, уже лет 10 в нашей стране только об этом и снимают, больше как-то не о чем, видимо, не даёт русская жизнь никаких идей, кроме как криминальных) капитан Глухарёв, пожалуй, раздражает меня особенно сильно. И если в последнее время экранные работники милиции ни дать ни взять сбежали из модельных агентств, то в «Глухаре» наклюнулось возвращение к истокам (убедительно зелёные с похмелья лица в сигаретном дыму). Это вам не просто так: это «первый сериал, которому веришь», трубит нам НТВ. Ещё бы. Начальница объясняет юному стажёру, что это-де не взятка, это «нас отблагодарили», а капитан Глухарёв тем временем в пьяном виде сбивает девочку и чуть ли не сваливает на другого ("да понимаешь, бухой ехал").
Неужели действительно нет материала лучше? Но это опять риторический вопрос.

литература, глядя в телевизор, книги

Previous post Next post
Up