На правах рекламы

Sep 11, 2008 03:55

Я, в общем, к собственной "научной" деятельности отношусь с некоторой иронией. Тем не менее, тщеславный чувак внутри меня таки тешится вякий раз, когда, например, ну, допустим, книжку мою на какой-нибудь язык переводят.

Ну вот, предисловие, написанное для готовящегося немецкого перевода одной моей книжки шестилетней давности. Тассзыть, читателю интересно, как в дальнейшем сложилась судьба полюбившихся ему на протяжении книги героев...

Текст книги "[...]" был написан в самом начале 2002 г. и посвящен в основном событиям 1990-х гг. Издание не претендует на всеобъемлющее описание российских национал-радикальных политических групп. В нем освещена деятельность только нескольких наиболее ярких организаций, которые были характерным примерам «нацизма в России» в последнюю декаду ХХ в.

Я старался максимально ограничиться изложением фактической стороны дела - поэтому книга временами напоминает формальный справочник. Я не ставил перед собой задачу прийти к каким-то глобальным выводам и даже не замахивался на «аналитику» - мне кажется, что скрупулезное изложение фактов имеет ценность само по себе. Поэтому я практически не анализировал идеологию русского национал-радикализма. Меня больше интересовало не то, как объекты исследования презентовали себя в собственных идеологических и пропагандистских материалах, а то, чем они занимались в реальности.

В 1990-е гг. активность русских национал-радикалов гораздо чаще проявлялась в насильственных действиях на вечерних улицах, чем во время избирательных кампаний. Поэтому, в процессе работы над книгой я сосредоточился в первую очередь именно на криминальных историях, в которых были замешаны лидеры и активисты интересующих нас групп. Рэкет, бандитизм, бессмысленное насилие занимали значительную часть времени этих людей; не удивительно, что собственно политической деятельностью многие толком и не успевали заниматься.

2000-е гг. принесли заметные изменения и в российское общество в целом, и в праворадикальную часть политического спектра в частности. В силу слабости центральной власти в «ельцинской» России было возможно многое. В России «путинской» власть сама стала эксплуатировать наиболее популярные у населения элементы националистической риторики, а своих конкурентов на этом идеологическом «поле» жестко и эффективно вытеснила на обочину общественно-политических процессов. Маргинализация националистических групп стала одним из факторов, стимулирующих дальнейшую эскалацию насилия со стороны наиболее радикальных их сторонников. Упрощая, можно сказать, что если десять лет назад подросток, зачитывающийся популярными историческими книжками про Адольфа Гитлера, пошел бы в костюмированное общество любителей Третьего рейха типа Русского национального единства, и там бы до умопомрачения маршировал и вскидывал правую руку в «римском салюте», то сегодня такой молодой человек скорее забреет голову, оденет тяжелые ботинки на толстой подошве, положит в карман «бомбера» нож и в кампании таких же ожесточенных расистов отправится на вечерние улицы на свое кошмарное «сафари». На момент написания книги уличный террор скинхедов в России только начинался. В последние шесть лет именно он является наиболее заметным выражением праворадикальной активности вообще. К весне 2008 г. количество жертв этой невидимой войны достигает сотен человек. Хотя А.Талакин и С.Токмаков, лидеры скинхедов конца 1990-х, биографии которых приведены в соответствующей главе этой книги, отошли от дел по семейным обстоятельствам, само движение продолжает активно развиваться.

Этого нельзя сказать о большинстве собственно политических групп, которым посвящена книга, за исключением, пожалуй, Национал-большевистской партии (НБП). Несмотря на серию судов над лидерами и активистами и, в конце концов, запрет, НБП продолжает быть активным участником российской «уличной» политики. Нацболы составляют заметную часть «Другой России» - объединенной антипутинской коалиции, в которую входят как националистические и коммунистические, так и либеральные группы. Другое дело, что сегодня не осталось никаких оснований для того, чтобы определять НБП как «нацистскую» организацию, даже в том широком смысле, в каком это понятие употребляется в данной книге. Под давлением репрессивных органов нацболы обратились к вполне либеральной правозащитной риторике, и более того - со временем стали вполне искренними сторонниками сильного гражданского общества, минимального контроля над экономической и политической жизнью страны со стороны государства, свободы слова и других либеральных ценностей. Эти изменения были формализованы в новой программе партии, принятой в 2004 г., однако на неформальном уровне произошедшие изменения были гораздо более существенными. «Классические», «правые» нацболы, сторонники идеологии НБП 90-х гг., откололись от лимоновцев в 2005-2007 гг. и образовали Национал-большевистский фронт. Многие раскольники примкнули к сторонникам А.Дугина, который несколько парадоксальным (хотя и естественным с учетом нелинейной траектории развития страны) образом в гораздо большей степени остался верен фашистским идеалам молодости и при этом стал лоялен (до восторженного сервилизма) официальному руководству страны. В начале 2005 г. молодые последователи А.Дугина создали Евразийский союз молодежи, основной целью которого является противодействие довольно виртуальной угрозе «цветной» революции в России (в преддверии парламентских и президентских выборов 2007 - 2008 гг. некоторые представители околокремлевских политтехнологических структур опасались развития событий, аналогичного украинской «оранжевой» революции конца 2004 г.).

В отличие от нацболов, Русское национальное единство (РНЕ), самая крупная нацистская группировка 1990-х гг., не смогла уловить тенденции и приспособиться к стремительно меняющейся российской действительности, и после раскола в 2000 г. рассыпалась, как карточный домик. Отдельные карликовые группировки с таким названием, эксплуатирующие символику РНЕ, существуют и до сих пор; одну из них даже возглавляет тот самый А.Баркашов. За прошедшее со времени написания книги время РНЕ под руководством Баркашова отличилось только коллективным избиением сотрудника милиции, в котором принимал участие и сам «вождь», за что в конце 2007 г. был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Насколько можно судить сегодня, на этом и закончится бурная история организации, на протяжении десяти лет служившей «страшилкой» всероссийского масштаба. Выделившись когда-то из Национал-патриотического фронта «Память», РНЕ повторило его матрицу развития: стремительный расцвет, базирующийся на неадекватном внимании СМИ, неумение воспользоваться свалившейся медиа-популярностью, фактический отказ от нормальной политической борьбы, расколы, упадок и «консервация» в форме малочисленной секты вокруг не вполне вменяемого «вождя».

Прочие организации, упоминавшиеся в книге, в массе своей не дошли до настоящего момента даже в таком, жалком и пародийном виде. Характерна эволюция их лидеров и идеологов. Кто-то, как А.Елисеев, стал прокремлевским публицистом, или, как Н.Бондарик, политтехнологом. Кто-то, как К.Касимовский, наоборот, опять замкнулся в скорлупу сектантского катакомбного православия и не имеющего отношения к реальной политической жизни абстрактного монархизма (из которой, собственно, и вылез в начале 1990-х гг.).

На постсоветском пространстве время летит стремительно. Несмотря на то, что эта книга была написана всего шесть лет назад и большинство ее фигурантов живы, здоровы и активно занимаются политической или идеологической деятельностью, исследование скорее носит уже исторический характер. Читателю не следует об этом забывать.

На этом, собственно, и заканчивается история ультраправых маргиналов "ельцинской" России. А вот история этого сегмента политического спектра России "путинской" еще не написана толком, а между тем, она занимательна и поучительна.

фошызты, русское политиго

Previous post Next post
Up