Выступление Б.-А. Леви во Львове: европейская цивилизация и историческая память

Jun 04, 2015 12:04


Мне кажется, весьма интересное мнение, по ряду соображений (перевод -- мой):

"...Я хотел бы поделиться с вами впечатлениями от своего короткого пребывания во Львове.

Моим первым впечатлением, когда я только здесь оказался, было ощущение, что я в большом европейском столичном городе. С первого взгляда было очевидно, что о европейском характере Львова не может быть двух мнений. Каждый шаг, каждый дом, каждый разговор, вызвали в моем воображении призраки великих украинских европейцев - Йозефа Рота, Бруно Шульца, Пауля Целана, замечательных писателей, выразителей европейской идеи. Львов населен воспоминаниями о выдающихся спикерах и ценных свидетелях европейской идеи. На каждом углу, на каждой улице у меня было ощущение, будто я в романе Бруно Шульца или Йозефа Рота. Каждый метр этого города напоминал мне о Европе 1920-х - 1930-х гг. Во Львове воплощена европейская атмосфера.

Как и каждый француз, отравленный пропагандой, я ожидал увидеть здесь пограничье, город, который не является настоящей Европой. Напротив, Львов с первого мгновения производит впечатление живого сердца европейской цивилизации. Я почувствовал практически то же, что и 25 лет назад, когда французский президент Франсуа Миттеран после падения Берлинской стены послал меня в столицы украденной Европы, в Будапешт, Варшаву, Софию, Прагу, Восточный Берлин. Я делал нечто вроде обзора этих потерянных частей Европы, возвращающихся обратно, для французского правительства. Меня потрясло, что все в Праге и Будапеште говорили не «мы хотим стать Европой», а «мы хотим вернуться в Европу. Европа - наша родина. Европа - наша земля обетованная». Вчера и позавчера я словно вернулся на 25 лет назад. У меня то же самое ощущение похищенной после Второй мировой войны Европы. Я много разговаривал и с простыми жителями города, и с его элитой, и дискурс был всегда таким же. «Мы хотим назад в Европу. Это наша родина».

Конечно, это делает еще более ужасной и недопустимой войну, которая создает новую железную стену между Европой и Украиной. Эта стена должна рухнуть. Это ненормально, что жители Львова должны получать визы для того, чтобы посетить своих братьев и сестер на западе.

Это - первое впечатление, которое я испытал, когда посетил этот замечательный город.

Мое второе впечатление иное. Оно касается недостающей части города, его отсутствующей памяти. Пожалуйста, позвольте мне говорить искренне, как другу. Хотя я чувствовал себя дома, в Европе, в это же время у меня было странное ощущение дискомфорта. Сначала я не мог его понять, но постепенно оно оформилось.

Львов, который я знаю из книг - это город, где треть населения были евреи.

Львов был одним из самых ярких в Европе центров еврейской культуры, к которой я не принадлежу, но которую люблю и ценю - культуры идиш. Эта часть города, эти 40 или 45 синагог, эти 130 000 жителей. На первый взгляд кажется, что они пропали бесследно. Что-то вроде Атлантиды, скрытого тайного города, скрывающегося под видимым Львовом. Я ходил туда, где был Яновский концентрационный лагерь. Сегодня он частично переоборудован в тюрьму, частично - в фабрику. Практически ничего не напоминает о том, что это был концлагерь. 80 - 90 тыс. детей, женщин и мужчин были расстреляны в лесу у села Лисиничи. Это одно из крупнейших массовых захоронений, и сегодня так мало об этом напоминает.

Это крайне важно понимать.

Наибольший дискомфорт возник у меня, когда я попросил у одного из своих друзей, жителя Львова, показать мне одно из важнейших достопримечательностей еврейской культуры Восточной Европы - синагогу «Золотая роза». Я хотел увидеть то, что от нее осталось. Но на месте, где она была, нет ничего. Только большая черная дыра перед дурацким псевдофольклорным рестораном, который делает вид, будто он еврейский. Синагога «Золотая роза» - это черная дыра всего города. Таким был мой второй, довольно болезненный опыт - эта дыра в памяти. Эта синагога символизирует для меня часть памяти, которой не хватает.

Большой город, в котором я почувствовал живое бьющееся сердце Европы, одновременно оказался городом, населенным призраками и объектами, которые не отражены на карте живых.

Почему Львову так важно обозначить на своей карте что-то там, где сейчас - только зияющая пустота памяти? Почему эту память, которую для меня воплощает пустота на месте синагоги «Золотая Роза», так важно вылечить? Я попробую это объяснить..."

Читать далее

ukrainian history, jewish heritage, война

Previous post Next post
Up