"...Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приемами японской борьбы - "баритсу", которые не раз сослужили мне хорошую службу..." Что такое "баритсу", советские кинематографисты не представляли себе, и, полагая, что Конан-Дойль выдумал это боевое искусство, виртуозно нафантазировали, приведя в восторг публику.
Я был даже несколько разочарован, узнав, что у смертоносной борьбы баритсу (в гениальном фильме Ливанов произносит скорее "барицу") на самом деле был реальный прототип, название которого Конан-Дойль то ли путает, то ли сознательно искажает --
бартитсу.
Если коротко, то чувак съездил в Японию, где пару лет позанимался дзю-дзюцу и только что появившимся дзюдо, вернулся в Англию, где совместил японскую технику захватов и бросков с ударной техникой бокса и савата, а также со созданной одним швейцарцем прикладной техникой "фехтования" тростью. Активно пропагандировал свою борьбу и имел короткий, но шумный период успеха, а затем -- забвение и нищету. В последние годы происходит имеющий коммерческую основу всплеск интереса и "возрождения" бартитсу, благодая чему сейчас об этой "смертоносной борьбе" есть некоторая информация в Интернете (а также многочисленные посты в ЖЖ, подобные этому).
На самом деле, при всей курьезности, борьба заслуживает внимания хотя бы тем, что это первый в новейшей истории прикладной смешанный стиль (т.е., сочетающий бросковую и ударную технику), отдаленный предок
ММА.
[Простите, оно боян, конечно; культурный человек должен был это знать уже давно, но я вот узнал только сейчас]