Есть такой чувак, звать Менахем Фруман Хай Шалом. Главный раввин поселения Ткоа -- это т.н. "Гуш Иродион" ("Иродионский треугольник" -- Ткоа, Нокдим и Кфар Эльдад, говорят, одно из самых интересных с точки зрения структуры населения мест в Израиле), в региональном совете Гуш Эцион в Иудее (aka Западный Берег реки Иордан).
Ткоа -- это как-то так:
(Т.е., это я примерно в километре-полутора от поселка, через ущелье, но пох, не об том речь.)
Дык.
Рав Фруман родился в 1945 году в Галилее. Служил в армии, был десантником, участвовал в освобождении Стены Плача в 1967 году (понимаю, что с этой деталью все совсем беллетристично, и ее очень любят упоминать интервьюеры, но не могу не упомянуть ея и я). Учился в иешиве Мерказ а-Рав, основанной равом Куком -- первой иешиве религиозно-сионистского движения, из которой вышли многие лидеры оного. Ну, и рава Фрумана тоже вполне можно отнести к ним -- он был одним из лидеров
Гуш Эмуним (кому лень по ссылке -- это такое религиозно-политическое правое мессианское поселенческое движение), и вообще заметный товарищ, колоритный такой.
Если время молитвы застает его в 166-м автобусе, идущем из Иерусалим а Ткоа, он просит водителя остановить, выходит, молится, и дальше идет пешком. Если надо -- в палестинской деревне выходит, пох. Его все знают. Включая всех мусульманских религиозных авторитетов округи. И не только округи.
Этот десантник, главный раввин важного поселения и один из лидеров (пусть и маргинальный в контексте нынешней деятельности) религиозно-сионистского поселенческого движения в целом, вообще-то, основатель движения "
Ерец Шалом", активист межконфессионального диалога. Он встречался со многими палестинскими лидерами и заметными людьми в мусульманском мире, включая Эрдогана, например, ну и всяких российских мусульманских товарищей (рав Фруман почему-то считает, что Турция и Россия гораздо более понимающие и перспективные международные участники ближневосточного переговорного процесса, чем США, ничего не понимающие в мире ислама; а вот сотрудникам ближневосточного отдела Госдепа он советует сходить в полугодовой оплачиваемый отпуск, почитать Тору, Коран и хадисы, иначе Штаты никогда ни хрена не поймут в том, что происходит на Ближнем Востоке).
Хуй с ними с Арафатами и Абу Мазенами, у них работа такая, в определенном контексте имитировать готовность примирения с жыдами ненавистными, но он многократно встречался с покойничком шейхом Ахмадом Ясином и прочими ХАМАСовскими лидерами, как уже покойными, так и ныне живыми. После прихода ХАМАСа к власти в Газе он выступил с инициативой подписания ХАМАСом и израильским правительством некоего соглашения, своей формой обещавшего гарантию прекращения огня со стороны ХАМАСа в ответ на отказ от практики точечных ликвидаций Израилем террористических лидеров, а также снятие блокады с Газы в ответ на некоторую форму признания ХАМАСом не "еврейского государства", но "права евреев жить в Святой земле". Правительство, понятно, почему-то проигнорировало эту инициативу, звучащую, как розовые сопли североамериканских жертвователей Шалом Акшаву, в своем наивном и благонамеренном идиотизме недоуменно вопрошающих: а почему они не помирятся? Надо ж им там сказать, что б помирились (Саша Барон Коэн эту парадигму блестяще простебал в "
Бруно"). Понятно, когда себя так ведут левые активисты, или когда себя так ведут религиозные ортодоксы-антисионисты, которые и Ахмадинежаду готовы яйца лизать, лишь бы он по ненавистному Израилю въебал поскорее, но правый религиозный сионист? Что он всем этим хочет сказать?
Рав Фруман утверждает, что религиозные авторитеты должны взять на себя основную миссию по разруливанию ближневосточного конфликта, где многое завязано на религии. "Когда я служил в десантных войсках, и мы натыкались на мину, мы не пытались ее обезвредить -- мы вызывали саперов". Типа, религия -- это специальность, ей должны заниматься специалисты, или как-то так. Звучит логично, но когда поселенческий раввин говорит, что со Слепым Шейхом у них не было противоречий, это не может не шокировать. Когда активист межконфессионального диалога и борьбы за мир утверждает (с гордостью?), что чувак с руками по локоть в крови называл его дорогим братом, это заставляет брезгливо передернуть плечами. О чем они "договаривались", в чем они друг друга поняли? "Мы согласились, что полнота верховной власти в Святой Земле должна принадлежать Всевышнему. Вопрос Иерусалима можно решить так же -- почему бы вообще столицу трех мировых религий не провозгласить столицей мира?"
Звучит как бред религиозного фанатика не от мира сего, пусть безобидного, но безумца. Однако, говоря о действиях арабских братьев, он сам призывает искать логику в безумии и понять ее. И -- утверждает, что тому же Ясину говорил: за то, что ты делаешь, Всевышний пошлет тебя в ад. И ничего, живой, ходит себе по маршруту 166-го автобуса.
Все, наверное, не так просто. Читаю его интервью и ловлю себя на том, что он заставляет думать. В том, что он говорит, есть какой-то поинт. То, что он предлагает и делает, не работало и не работает -- но не работает и все остальное, а как-то жить надо. Ни евреи, ни арабомусульманское население никуда из Иудеи и Самарии не денутся. Уж 45 лет, как оно все длится (или 65, или сто -- смотря с чего начинать). Почти 20 из них политические лидеры пытаются провести линию размежевания -- и, кажется, пора уже констатировать, что и это тут не сработало и мало вероятно, что сработает. Но как-то блядь же надо учиться жить вместе тем, кому никуда уже друг от друга не деться. И человек, родившейся на этой земле и прожившей на ней всю свою долгую и насыщенную жизнь (и до 120, иншаАлла), возможно, понимает что-то, чего я не понимаю.
Последний раз в новостях его имя мелькало в связи с демонстрацией солидарности с восставшим сирийским народом (кажется, у российского посольства). "Мы не думаем, что после нее в Сирии резко полюбят Израиль, но мы не можем молчать, когда страдает народ, когда убивают людей". Как-то так.
А до этого он митинговал перед китайским посольством по поводу преследований там сторонников Фалунь Дафа. Свое выступление закончил чтением псалмов. "Моя мама говорила мне, что две вещи никогда не бывают лишними: чашка чая и чтение псалмов, если они горячие". Ей-богу, он мне симпатичен, это чудак.
Израильтяне, наверное, поморщатся -- типа, мало ли в их прекрасной стране прекраснодушных фриков со своими идеями относительно т.н. "мирного процесса" и благоглупостями про гармоничное сосуществование. Но мне этот товарищ и его деятельность представляются заслуживающими внимания.