"Неизвестно, загадывали ли у священных дубов первые караимы, чтобы их религия покорила свет, но караимизм очень быстро распространился среди народов самого различного этнического происхождения..."
Продолжаю писать большую статью о караимах в свете "изобретения традиции". Вашему вниманию предлагается вторая часть текста.
Караимы - представители маргинального сегодня течения в иудаизме, которое тысячу лет назад всерьез конкурировало с направлением, ставшим итоге «ортодоксальным», но проиграло в этом соперничестве и было в итоге вытеснено на периферию еврейской цивилизации. Основным отличием караимского направления от «мейнстримового» сегодня «ортодоксального» (или «раввинистического») иудаизма является непризнание Талмуда как авторитетного законодательного и экзегетического свода, данного Всевышним Моисею на горе Синай в виде учения в устной форме вместе с Торой (Пятикнижием), данной в письменной форме.
Учение о двух практически равноавторитетных Торах - Письменной и Устной - составляет фундамент современного ортодоксального раввинистического иудаизма. Караимы решительно отвергают эту идею, позиционируя в качестве основы своего религиозного мировоззрения только собственно Пятикнижие.
Название «караимы» происходит от ивритского слова, которое можно перевести как «почитающие» [Письменную Тору], в отличие от раввинистов, почитающих также Устную Тору - Талмуд. Согласно другой, более распространенной в литературе (но, похоже, все же не вполне верной) версии, караимы - это «читающие», т.е., признающие именно Писание, а не Устный Закон. Несмотря на то, что речь идет о том же ивритском корне, в силу некоторых лингвистических соображений я склоняюсь к тому, что более точен первый вариант. Сущность течения отражена в других, встречающихся несколько реже названиях «баалей [или «бней»] Микра» - «обладатели/ сыны Писания».
Талмуд как свод реальных законодательных, ритуальных, экзегетических, богословских и дидактических текстов окончательно был кодифицирован только в середине - второй половине первого тысячелетия новой эры. Хотя основа Талмуда, Мишна, сформировалась в начале III в., на протяжении последующих веков она продолжала «обрастать» комментариями. Работа над текстом Вавилонского Талмуда, который на протяжении всего средневековья был «Талмудом по умолчанию» для всех общин диаспоры, завершилась в VII в. (существует также Иерусалимский Талмуд, работа по его кодификации вынужденно завершилась ранее и не была логически завершена; он был практически забыт на протяжении столетий, его текст сохранился чудом и был заново открыт уже в Новое время).
Позднее завершение кодификации текста Талмуда дает караимским апологетам основания в полемике с оппонентами-раввинистами утверждать, что последний представляет собой отступление от чистоты изначального, «библейского» иудаизма, сохранившегося только в общинах «почитающих [Писание]». Особенно удачно этот аргумент смотрится в заочной полемике, когда адресатом караимской апологетики выступает христианская власть.
Несмотря на внешнюю убедительность, эта идея спекулятивна и не выдерживает серьезной критики. Никакого «доталмудического», «чистого», «изначального» иудаизма не было уже в период Второго Храма. Несмотря на относительно позднее оформление раввинистической ортодоксии (которая окончательно выкристаллизовалась именно в полемике с ранними караимами, как христианская ортодоксия сформировалась в борьбе с гностиками), она опирается на уходящую корнями в первые века до новой эры «пред-талмудическую» фарисейскую традицию.
Претензии караимов на сохранение чистоты «библейского» иудаизма не более убедительны, нежели попытки неопятидесятнических харизматических протестантских церквей позиционировать себя как носителей изначального, апостольского христианства божественного «Нового Завета», свободного от позднейших наслоений «от человеков». Поэтому неверно было бы некритично следуя караимским апологетам назвать представителей этого течения иудаизма носителями более древнего по сравнению с раввинистичским, «изначального» иудаизма. Хотя сами караимские авторы и возводили свою духовную родословную к саддукеям периода Второго храма, реальной «генетической» связи между последними и караимами не прослеживается. Более того, многое из того, что мы знаем об учении саддукеев, противоречит представлениям караимов. Последние именно оппонировали уже оформившемуся Талмуду и не были носителями живой «доталмудической» традиции.
Не совсем правильно, однако, охарактеризовать караимов как «иудеев без Талмуда», поскольку, хотя теоретически единственным источником закона для караимов является ТаНаХ (еврейская Библия - христианский Ветхий Завет), на практике великие караимские средневековые мыслители разработали собственную школу религиозного законодательства и экзегезы, альтернативную раввинистической.
Караимская версии иудаизма оформилась как самостоятельная система в VIII в. в Аббасидском халифате на основе ряда существовавших ранее групп. Общим для них было скептическое отношение к доминирующей в постбиблейский период фарисейской устной традиции, логическим продолжением которой к этому времени стала кодификация Талмуда. В течение нескольких веков анти-талмудическое направление в иудаизме всерьез конкурировало с раввинистическим за влияние в еврейских общинах и имело немало шансов на победу, однако в силу сочетания объективных и субъективных факторов к концу XI в. раввинистическая «ортодоксия» окончательно добивается доминирующего положения.
Следует отдавать себе отчет, что караимско-раввинистическая полемика была сугубо внутриеврейской. Философские, богословские, экзегетические сочинения великих средневековых караимских авторов - важная и неотъемлемая часть еврейского духовного наследия.
Часто можно встретить утверждение, что называть караимов евреями столь же неверно, как называть «иудейской сектой» христианство. Мол, несмотря на бесспорное происхождение от иудаизма, «караизм» уже давно не является «иудаизмом караимского толка» или «еврейской сектой». Караимы действительно находятся на границе «еврейского мира», однако (за исключением собственно интересующего нас случая восточноевропейских, и особенно крымских, караимов, радикальным образом сменивших самоидентичность с «еврейской» на «тюркскую» в течение ХХ в.), все же скорее внутри его «размытой» границы.
Конечно, вопрос «кто является евреем?», всегда был и остается дискуссионным. Галаха (еврейское религиозное законодательство) дает на этот вопрос один ответ, Закон о возвращении, определяющий, кто имеет право на репатриацию в Израиль - другой, нацисты, определяя подлежащих уничтожению евреев пользовались сходными, но не идентичными критериями… Действительно, не так просто разобраться, что определяет принадлежность к еврейскому народу: запись в графе «национальность» в советском паспорте, ответ на соответствующий вопрос в ходе переписи, причастность к иудейской религиозной общине или светское этническое самосознание, как настаивает современная этнография?
С точки зрения «советского» подхода человек, принимающий иудаизм («гер») не становится от этого евреем, а с точки зрения Галахи не подлежит сомнению, что именно так и становятся евреем. С другой стороны, не только иудаизм, но и Закон о возвращении светского Израиля полагает, что человек, рожденный евреем, может не исповедовать иудаизм, не быть практикующим верующим и не исполнять ничего из его многочисленных заповедей, и оставаться при этом евреем - однако он перестанет быть таковым, если обратится в другую религию. В силу сказанного очевидным представляется, что в каждом конкретном случае, исходя из одной из возможных парадигм, всегда можно оспорить принадлежность того или иного индивидуума или группы.
Относительно интересующего нас случая, как мне кажется, достаточно сказать, что караимы имеют право на репатриацию в еврейское государство согласно Закону о возвращении, и более того - подавляющее большинство караимов в мире сегодня живет именно в Израиле. Не сомневается в том, что караимы - евреи и ортодоксальный государственный раввинат еврейского государства, хотя в силу различий в обрядности запрещены религиозные браки между иудеями и караимами. За пределами Израиля, в еврейской диаспоре, где доминируют сегодня не ортодоксы, а менее строгие реформистские и консервативные направления, подход еще менее строг. Люди как минимум наполовину караимского происхождения есть среди лидеров, возглавляющих международные еврейские общинные организации.
Расхождения между караимами и раввинистами не носят принципиального характера и касаются некоторых особенностей религиозного календаря, обряда обрезания, деталей законов ритуальной чистоты и правил кашрута. Объединяет караимскую и раввинистическую версии иудаизма то, что, собственно, и делает, согласно еврейской религиозной традиции, еврея евреем: соблюдение субботы и диетических правил, обрезание, чтение на иврите свитка Торы в синагогах, и т.п. Как не трудно заметить, аналогия с отошедшим от иудаизма в самостоятельное большое плаванье христианством совершенно некорректна.
С точки зрения самосознания и самоопределения караимы всегда (за единственным исключением, которое собственно и является предметом данной статьи) именовали себя евреями. Их споры, порой ожесточенные (в одном тексте утверждается, например, что в Судный день караимы будут на «раббанитах» верхом ездить), с оппонентами-«талмудистами» были спорами из-за того, чей иудаизм более «правильный». Еще Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX в. свидетельствует, что караимское духовенство зачастую обучается в «иудейских ешиботах» (высших религиозных учебных заведениях, подготавливающих раввинов).
Как и евреи-раввинисты, караимы проживали и проживают в самых разных странах, сохраняя, с одной стороны, религиозную идентичность, с другой - достаточно легко усваивая бытовую культуру и разговорный язык окружающих народов (литературным языком на протяжении веков продолжал оставаться иврит). Многочисленные бросающиеся в глаза различия между диаспоральными группами никогда не означали отсутствие единства еврейского народа. Говорящие на разных языках, обладающие различными антропологическими типами и принадлежащие к разным субконфессиональным группам (эдам) со своими особенностями в обрядовых и литургических вопросах, евреи по всему миру осознавали и осознают свою общность. Собственно, еврейский народ в силу этноконфессионального характера модели идентичности и особенностей истории и складывается из многочисленных субэтнических и субконфессиональных групп. Восточноевропейские евреи (ашкеназы), бухарские евреи (яхуди) и чернокожие эфиопские евреи (фалаша) отличаются между собой гораздо сильнее, нежели проживающие на территории одного полуострова общины тюркоязычных раввинистических евреев-крымчаков и восточноевропейских караимов.
Согласно историческим источникам, достоверно о появлении караимов в Крыму (конкретнее - в Солхате) известно с конца XIII в. Ранее наличие караимов в Крыму достоверно не фиксируется. Логичным представляется допустить, что в Крым караимы пришли с полиэтничным конгломератом степных по большой части кыпчакоязычных народов, в совокупности именуемых «татарами», и либо к тому моменту уже «тюркизировались» в лингвистической и бытовой сферах, либо эта тюркизация быстро произошла уже в Крыму.
Некоторая часть караимов переселилась в Крым из Византии после взятия Константинополя турками - в соответствующий период на караимском кладбище на склоне Мангупа фиксируется некоторое количество надгробий с греческими женскими именами (как и везде в еврейской диаспоре, караимы старались давать младенцами мужского пола библейские имена, но легче переходили на обычные у окружающих народов имена в случае с девочками). Однако, очевидно, вскоре византийские караимы были ассимилированы тюркоязычными единоверцами.
Лингвистическая тюркизация была нормальным явлением не только среди обращенных в ислам и ассимилированных татарами потомков многочисленных народов Крыма, но и среди различных немусульманских конфессиональных групп - например, армян или греков. И наличие в Приазовье переселенных из Крыма Екатериной тюркофонных греков не заставляет их национальную интеллигенцию искать (и находить) древнее тюркское племя «урумов», сформировавшееся на рубеже новой эры на Алтае…
Разумеется, как и у других диаспоральных еврейских групп, в качестве языка религии у крымских караимов сохранялся иврит, на нем же писалась поэзия, апологетические, экзегетические и научные сочинения. Собственно караимский язык образованная элита свысока называла «разговорным жаргоном». Аналогичным было до конца XIX - начала XX вв. и презрительное отношение ашкеназских интеллектуалов к идишу.
К 60-м гг. XIV в. относятся первые караимские захоронения на кладбище в Иосафатовой долине возле города Чуфут-Кале (тогда - Кырк-Ер). Современное название пещерный город приобрел уже тогда, когда караимы составляли основную часть его населения: «чуфут-кале» дословно переводится как «еврейский город»/ «еврейская крепость». (Отмечу в скобках, что слово «чуфут» для обозначения евреев носит пейоративный смысловой оттенок; в современной Турции это скорее синоним слова «жиды», нежели «евреи»; более корректное слово для евреев и караимов, использовавшееся властями Крымского ханства в документах - «яхуди».) Именно это значение зафиксировано, например, в записках европейских и османских путешественников. зафиксировано в записках европейских и османских путешественников, а также в книге «Крымское ханство» И.Тунманна -- первом научном описании полуострова (70-е годы XVIII в.). Современные попытки найти другую этимологию названия города совершенно несостоятельны как с лингвистической, так и с исторической точек зрения, и не выдерживают ни малейшей критики. Речь идет о получившей широкое распространение в последнее время с легкой руки крымско-караимских национальных лидеров версии «Джуфт-Кале» - «двойной город»/ «двойная крепость», некритично воспроизводящейся даже в изданиях, позиционирующих себя в качестве научных.
Таким образом, очевидно, что окружающие однозначно расценивали караимов как евреев, не слишком-то отличая их общину от общины раввинистов. Сами крымские караимы, разумеется, тоже осознавали себя евреями. Написанное в 1794 году письмо руководства караимской общины графу Платону Зубову, Таврическому генерал-губернатору, управляющему также Новороссийским краем и Бессарабией, гласит: «Общество наше древнее Еврейское под именем Караимы поселилось в Крыму 450 лет назад...» Просили караимы генерал-губернатора, чтобы им разрешили жить «по нашим Еврейским законам». А вот цитата из письма Александру I: «Мы все караимы, потомки одного древнейшего Еврейского поколения, которое более четырех веков поселясь в Крыму впоследствии вместе с прочими Крымскими народами поступило под благословенную державу Вашего Императорского Величества».
Казалось бы, вопрос о происхождении караимов и истории их появления в Крыму, в общем-то, кристально ясен. Осталось, пожалуй, только добавить, что с конца XIV в. представители интересующей нас группы из Крыма стали селиться на территории современной Западной Украины, Польши и Литвы, где появились важные центры восточноевропейских караимов в Галиче, Луцке, Троках (Тракае), чуть позже - в Вильне (Вильнюсе) и в меньшем масштабе - Варшаве и Киеве. В Крыму по мере уменьшения роли Чуфут-Кале караимскими центрами стали Каффа (Феодосия), и, позже, Гёзлёв (Евпатория).
Если бы не процессы «изобретения традиции» и фальсификации XIX - XX вв., перевернувшие как самосознание восточноевропейских караимов, так и представления об их истории, этим действительно можно было бы и завершить краткий экскурс в историю караимов в Крыму. Однако если сегодня заинтересовавшийся историей и происхождением крымских караимов читатель начнет изучать вопрос, то на сайте Таврического национального университета, например, ему сообщат, что «крымские караимы-тюрки (карай) - потомки ветви древних караитов, входивших в гуннский и хазарский племенные союзы и ассимилировавших в Крыму сармато-алан и, частично, готов. […] Караимское вероисповедание - караизм. Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. […] В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте. В народе Бога называют именем древнетюркского божества - Тенгри. Иисуса Христа и Мухаммеда почитают великими Пророками. Основу литургии, как и у христиан, составляют псалмы Давида. Из Праздников, предписываемых Ветхим Заветом, особо почитают Хыджи тамбыларнын (Пасха) и Хыджи афталарнын (Пятидесятница, отмечается в воскресенье, соответствует Троице)».
«В памяти народа остались мифические божества добра и зла: Улуг-Ата - великий отец и Каргал-Ата - отец-проклинатель», сообщает популярное издание. Согласно этому же тексту, именно древний народ тюрков-караев дал миру одну из четырех монотеистических религий - «караимизм»: «Неизвестно, загадывали ли у священных дубов первые караимы, чтобы их религия покорила свет, но караимизм очень быстро распространился среди народов самого различного этнического происхождения...»
У пытающихся выдержать академический стиль современных караимских авторов можно прочитать о формировании караимского народа на Алтае, и о том, что сам этноним происходит от тюркского корня «кара» (черный). Общим местом самых осторожных (и наиболее академических) изданий - например, фундаментальной монографии «Тюркские народы Крыма», изданной Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук, стало утверждение о происхождении крымских караимов от хазар.
Если же любопытному наблюдателю повезет присутствовать при откровенно неоязыческих псевдотенгрианских обрядах в дубовой роще Иосафатовой долины под Чуфут-Кале (именуемой нынче с привлечением «народной этимологии» «Балта-Теймез» - «Топор не коснется»), где расположен средневековый караимский некрополь, то последние его сомнения будут развеяны - вот уж кем-кем, но иудеями люди, поклоняющиеся Тенги и священным деревьям, быть не могут точно. Единственное, что будет диссонировать с неоязыческим обрядом современных крымских караимов - это еврейский язык надписей на мацевах (надгробных камнях), стоящих на могилах их предков.
Как же и когда произошел этот дрейф крымских караимов от свитка Торы к священным дубам, от «ихуди» к «хазарам», от «общества нашего древнего Еврейского» к «сформировавшимся на Алтае» «древним караитам», от «наших еврейских законов» к «отдельной четвертой монотеистической религии»?
Безусловно, как всегда бывает в подобных случаях, те, кто задал начальный импульс этому движению совершенно не собирались зайти так далеко. Национальный просветитель караимского народа, великий ученый, исследователь, собиратель древностей, мистификатор и фальсификатор Авраам Фиркович, подделывавший колофоны к средневековым рукописям и перебивавший даты на мацевах в Иосафатовой долине с целью доказательства древности присутствия караимов в Крыму, конечно, не ставил перед собой задачу собрать в итоге своих единоверцев вокруг священных дубов для поклонения Тенгри. Однако именно он сделал первый уверенный шаг по пути изобретения традиции, заведшем крымских караимов так далеко.
Продолжение, как Вы понимаете, следует, а замечания и критика - приветствуются.
UPD: сильно отредактировал весь текст.