На прошлой неделе, воспользовавшись любезно предоставленным судьбой случаем, я прогулялся по Москве в районе Новоарбатского и Бородинского мостов
Стартовал я от станции метро "Смоленская" Филевской линии переулками в сторону Новоарбатского моста. Внутренность квартала представляет типичную для центральной Москвы застройку в стиле "эклектика": церкви XVII века, дома XIX и начала XX веков, сталинский ампир, брежневские ЦК-овки и новостройки лучших времен Лужкова. Все это бессистемно натыкано друг к другу.
Начнем от самых ранних построек. Церковь Николая Чудотворца на Щепах первоначально была построена в 1649 году. Потом храм сгорел, а в 1686 возводится каменное здание. Название "на Щепах" дано по находившемуся недалеко государеву дровяному (щепному) двору, где изготавливались срубы дворцовых зданий. Церковь неоднократно перестраивалась, пострадала от пожара 1812 года, а в 1934-1993 годах была закрыта для прихожан. Одно время здесь даже были художественные мастерские. Колокольня возведена в 1813 году.
1-й Смоленский переулок, дом 17, строение 1: Двухэтажный дом постройки 1830-1840 гг. В настоящее время сдается по офисы.
Проточный переулок, дом 14/1 сторение 1 и дом 3 по Прямому переулку. В этом дворике сохранилось очарование Москвы начала XX века, когда здания больше 6 этажей считались высокими. Сейчас эти дома тоже сдают под офисы.
А вот и "Арбат-Тауэр" (Новый Арбат, 29). Здание возвели в 1998 году по проекту В.М.Гинзбурга в традиционном для лужковской Москвы "неосталинском" стиле.
Через арку недостроенного и сейчас, видимо заброшенного, дома №27 выходим на Новый Арбат в той его части, которая находится за пределами Садового кольца. Эта часть улицы до 1963 года называлась Кутузовским проспектом, а до 1957 - Большим Новинским переулком (по имени Новинского Введенского Богородицкого монастыря, который здесь когда-то находился). На углу Смоленской набережной и Нового Арбата в 1940 году по проекту А.В.Щусева был построен жилой дом. По генеральному плану 1935 года предполагалось прохождение новой магистрали (Нового Арбата) со строительством моста, однако моста и проспекта дому пришлось ждать 17 лет.
Вид со стороны двора.
Если мы посмотрим на дом с лицевой стороны, то справа от него увидим комплекс зданий посольства Великобритании (Смоленская набережная, 10). Ранее посольство находилось напротив Кремля на Софийской набережной, а с 2000 года переехало сюда, оставив на прежнем месте только резиденцию посла и место для проведения приемов. Может быть, чтобы быть поближе к посольству США? Проект комплекса был выполнен британской архитектурной конторой "Ahrends, Burton and Koralek". Чтобы дипломатам не было скучно, предусмотрены бассейн, теннисные корты, сад. С одной стороны, здание в стиле high-tech абсолютно чуждо ближайшему архитектурному окружению, а с другой - продолжает архитектурные традиции Москвы - эклектику.
На нечетной стороне Нового Арбата в 2006 году было снесено здание Института Курортологии, а сейчас ведется строительство многофункционального комплекса "Новый Арбат, 32". На этом месте с XV века находился Новинский Введенский Богородицкий монастырь. Скорее всего, он охранял подход к Москве со стороны запада. Уже к XVIII веку монастырь обветшал и был упразднен Екатериной II. Введенская церковь этого монастыря просуществовала до 1933 года, когда ее снесли, а на ее месте разместили этот самый Институт Курортологии.
Здание СЭВ (Новый Арбат, 36/9) по проекту М.В.Посохина возвели в 1969 году. Совет экономической взаимопомощи объединял экономики стран соцлагеря и был в какой-то мере альтернативой нынешнего ЕС. В настоящее время здание принадлежит Правительству Москвы. 3 октября 1993 во время вооруженного противостояния Президента РСФСР и Верховного совета РСФСР сюда ворвались отряды под предводительством А.М.Макашова.
На той стороне реки - монументальное здание гостиницы "Украина", сооруженное в 1957 году по проекту А.Г.Мордвинова. Высота сооружения - 206 м (включая 73-метровый шпиль). В 2005-2010 была проведена реставрация гостиницы и теперь это уже не "Украина", а всего лишь "Рэдиссон-Московская".
Идем дальше через Новоарбатский мост. Он был построен в 1957 году, 30 лет (1963-1993) назывался Калининским. В 2003-2004 была проведена реконструкция моста без видимых внешних изменений. Несмотря на то, что в Википедии написано, что с этого моста 4 октября 1993 был расстрелян Белый дом, танки стреляли из сквера около памятника Тарасу Шевченко, чему я лично был свидетелем.
В сильные морозы река Москва замерзает
На углу Набережной Тараса Шевченко и Новоарбатского моста стоит флигель жилого дома №3, построенныго в 1958 по проекту Л.М.Полякова. На верхнем этаже интересные барельефы:
Дворами проходим к Киевскому вокзалу. Изогнутое здание (дом №2А) впихнули между 1ой и 2ой Бородинскими улицами с одной стороны и туннелем метро филевской линии с другой стороны:
Туннель метро ведет к метромосту, который был построен в 1937 году по проекту Н.П.Поликарпова. В 1953-1958 годах движение поездов не производилось в связи с временным закрытием филевской линии в этой части.
В 1978 году подъездные пути к мосту закрыли шумопоглощающим коробом. Вот так сейчас выглядит крыша тоннеля метро:
Выходим на улицу Большая Дорогомиловская. С 1933 года сохранился жилой дом №6 в конструктивистском стиле. Интересно, в нем тоже, как и в доме Наркомфина, отсутствуют кухни в квартирах?
Проходим к набережной, которая с 1961 года называется Набережной Тараса Шевченко. Ранее кусок набережной между Бородинским и Новоарбатскими мостами назывался Дорогомиловской набережной.
Угловой дом №1/2 построен в 1952 по проекту З.М.Розенфельда
Дом №1 построен в 1954 году
Вид башни с переулка
Напротив Набережной Тараса Шевченко находится Смоленская набережная. На ее нейтральное географическое название большевики не покушались. Дом №2А (построен в 1956 году). Вроде как в этом доме жил Дима Семицветов из фильма "Берегись автомобиля".
Возвращаемся на исходный берег Москвы-реки через Бородинский мост. Он был построен в 1868 году на месте старого Дорогомиловского моста, который в первый раз был перекинут через реку аж в 1788 году, при Екатерине II. Увы, тот мост регулярно разрушался паводками. До постройки в 1957 году Калининского (Новоарбатского) моста и прокладки в 1963 "вставной челюсти Москвы" - Калининского проспекта, этот мост был единственной переправой через Москва-реку в сторону Смоленска. Мост был построен А.Е.Струве по проекту И.Ф.Рерберга. Мост был узким и перед постройкой Брянского вокзала (в 1934 году переименован в Киевский) в 1912 году мост заменили новым по проекту Осколкова, Щекотова и Клейна. Проезжая часть увеличилась до 18.5 м. Для этого моста соорудили портики и обелиски в честь 100-летия Отечественной войны. В 1952 году мост подняли и расширили: проезжая часть обрела ширину 42.6 метра. Набережная и подъездные пути моста стали находиться на разных уровнях. В 1979 году убрали трамвайные пути, хотя последний маршрут трамвая через мост (№31) отменили еще в 1962 году. В 1999-2001 была проведена реконструкция моста, арочная конструкция была заменена на стальную балочную, но обелиски и портики сохранились (хотя надписи в современной орфографии).
Поднимаясь по Смоленской улице, в глубине новых зданий можно заметить дом №2/3 по 1-ому Смоленскому переулку, типичный для Москвы начала XX века.
Здание МИДа, одна из семи московских высоток, построено в 1948-1953 по проекту Г.Ф.Гельфрейха. Приведу и здесь избитое утверждение, что первоначальным проектом шпиль не предусматривался, но в итоге был таки сделан. До сих пор на здании остался советский герб.
Место перед зданием очистили, соорудили парк и получилась красивая перспектива МИД - Бородинский мост - Большая Дорогомиловская улица. С 1963 года доминантой в этом направлении стал уже Новый Арбат. С начала 70-х годов со стороны Бородинского моста здание МИДа оттеняется башнями-близнецами "Золотое кольцо" и "Белград".
И, в заключение, фотография углового дома №54/2 по Арбату. Именно здесь был "Торгсин", в котором безобразничал кот Бегемот из булгаковской книги "Мастер и Маргарита". После "Торгсина" здесь был "Гастроном", называемый в просторечии "Гастромидом", а сейчас - "Седьмой континент".
Маршрут прогулки на карте