Вело-поездка на бывшую узкоколейку Серпухов-Угодский завод

Jul 19, 2011 23:14


В прошедшее воскресенье я опять попробовал доехать на велосипеде до насыпи, оставшейся от узкоколейной дороги Серпухов - Угодский завод, со стороны Оболенска.



Согласно данным, найденным в Интернете, до Великой отечественной войны узкоколейка пользовалась популярностью, по ней возили грузы (лес, уголь, торф) и пассажиров. Но в 60-х годах дорога была разобрана, а насыпь, естественно осталась. Упоминание об этой дороге есть в журнале "Электрическая и тепловозная тяга" №7 за 1991 год (страница 47).

Фрагмент довоенной карты


Фрагмент карты 1982 года


Снимок со спутника, объяснение точек см. ниже



В прошлом году я разведывал проезд от насыпи к деревне Шатово ("A" - "B" "G"). На спутниковом снимке хорошо видно просеку. В точке "B" пути расходятся - один ("B" - "G") к Шатово, другой ("B" - "C") к Серпухову.

От Оболенска до точки "B" ("A" - "B") идет довольно хорошая грунтовка с небольшими лужами. Заметны даже следы проезда на автомобилях. Далее ("B" - "G") идет сильно заросшая травой, но проезжаемая на велосипеде насыпь. В точке "B" остались бетонные плиты. В прошлом году, проезжая это место, я как-то не увидел, куда идет насыпь и проскочил прямо, а возвращаться не хотелось. Видимо, на участке "B"-"G" когда-то давно была либо железнодорожная ветка, либо автомобильная дорога до Шатово, поскольку насыпь продолжается, но это не основной путь бывшей узкоколейки. (Основной путь, судя по довоенной карте идет так: "A"-"B"-"C"). В общем, в прошлом году поворота от "B" к "C" я так и не нашел.

В этом году я решил зайти немного с другой стороны и проехать по маршруту "F"-"E"-"D"-"C". Судя по спутниковому снимку там должна была быть не просто просека, а накатанная дорога. Однако, при подъезде к точке "E" выяснилось, что проезд в этом месте перекрыт воротами какого-то предприятия и проезда нет. Около ворот тропинок в лесу замечено не было и мне пришлось вернуться на старую дорогу, где проезжал в прошлом году ("E"-"A"-"B"), чтобы еще раз попробовать найти выезд на основной путь узкоколейки.

По обеим сторонам насыпи тянутся болота. Если бы не насыпь, то здесь было бы не проехать:



В этот раз я тоже проскочил мимо и нужный поворот не обнаружил, видел только следы дороги в направлении "B"-"D", но там насколько большие лужи, что на велосипеде завязнешь и не проедешь (может быть, в менее дождливое лето и можно было бы проехать?). Вернувшись в точку "B" и соориентировавшись по GPS я все-таки нашел поворот на основной путь бывшей узкоколейки, но увы, он также оказался непроезжим:



Второй раз продираться через траву и кусты (в направлении "B"-"G") я не захотел и вернулся домой через обычную автомобильную бетонку до Шатово. В следующий раз попробую проехать по бывшей узкоколейке со стороны Серпухова.

В Шатово сфотографировал развалины церкви:


и один из немногих сохранившихся деревенских домов:



Если верить Википедии, то до революции Шатово было большим селом, в нем проживало до 500 человек, а сейчас живет человек 10, все остальные дома - это дачи.

Так же в начале путешествия на асфальтовой дороге Протвино-Оболенск сфотографировал памятник на рубеже обороны 1941 года:


велосипед, дача, travels

Previous post Next post
Up