Мариуполь

Apr 12, 2024 10:10

Украинец с армянской фамилией приехал к нам с началом войны из Мариуполя - работать. Добился признания заслуг, и вот моя коллега с ним встретилась для разговора. Он вспомнил, как тревожился переездом в незнакомый город. Который, в итоге, оказался "точно таким же, один в один - как будто не уезжал".
И тут я вспомнил свой Мариуполь, пройденный нами насквозь, случайно, и он был не таким, как наш Череповец...
Это было в начале двухтысячных. Мы с женой возвращались из Молдавии. Туда мы попали по Киевскому шоссе через Бровары, Киев, Белую Церковь, Умань и Дубоссары. А выбираться обратно решили вдоль моря, через Одессу, Николаев, Херсон, Мелитополь курсом на Таганрог. Так мы, купаясь попутно в море, через Приморск, Бердянск и Мангуш оказались в Мариуполе - трасса проходила через город, превращаясь в проспект Мира. Водитель высадил нас прямо на центральной площади у фонтана и драмтеатра.
Честно говоря, все эти города и городки промелькнули - как не бывали, я теперь даже не могу их вспомнить. Помню только, что в Николаеве были вкусные яблоки, а за Херсоном на каком-то километре раскинулся рынок, где продавали все, и где мы купили мне шляпу от солнца, потому что в бейсболке уши мои обгорели. Если бы я знал... Если бы я знал, что начнется война, что, наверное, никогда мы больше не попадем в эти края, я смотрел бы внимательнее по сторонам, впитывал бы как губка. Сейчас все эти названия звучат совсем по-другому, и трудно поверить, что мы когда-то бывали в этих местах.
А вот Мариуполь запомнился. Вечерним светом, старыми ухоженными домами, шумом фонтана и вечерней негой. Зной уже спал, свет казался медовым. Кроны каштанов, пирамидальных тополей и белых акаций докладывали о том, что мы несомненно на юге. Помню, что были люди, машины, но шума не помню. Помню, что я рассказал жене, что этот город основали греческие колонисты, которых Суворов выселил из Крыма. Мариампольское ущелье в старой части Бахчисарая называется по селению, которое там когда-то располагалось и было названо в честь Богородицы (ведь греки были православными). Якобы, в память о родине переселенцы назвали сходным именем и Мариуполь. Тогда я еще не знал. что пройдет немного времени, и я узнаю, что в этом городе несколько лет жил и начинал строить будущую "Азовсталь" родной брат моей бабушки-немки - долгие годы наша семья ничего о нем не знала и считала его потерянным.
Останавливаться в Мариуполе мы не планировали. Нам надо было выехать из города на трассу, чтобы продолжить путь. Кто-то нам подсказал дорогу, и мы пошли пешком к нужному нам трамваю и так дошли до остановки "Азовсталь". Прямо от остановки рельсы сбегали в низину, где мы увидели трубы металлургического завода. То ли уже солнце зашло, то ли оно сюда не попадало, но завод был как будто в тени. И он, конечно, напоминал наш комбинат, только как будто просевший под собственной тяжестью вниз. А за ним дымилось какое-то марево, в котором трудно было разглядеть море. На трамвае мы проехали до конечной, до кольца, всю дорогу слева был Кальмиус, справа - "Азовсталь". С конечной мы прошли немного по Таганрогской улице, чтобы "оторваться от города" и "поймать трафик". И. кажется. быстро его поймали. На всякий случай схему маршрута я приложил (ниже).
Странно, что такая безделица вызвала столько воспоминаний. Тут не обошлось без войны, без ее чугунного хруста, раздавившего этот город. Без мыслей о том, что теперь где-то там жизнь начинается заново. Теперь это будет иной Мариуполь - не тот, каким знает его наш новый работник, не тот, каким помню его я. И мне снова захотелось в нем побывать.

Записки на манжетах, Путешествия, Война, История семьи, Политика, Послесловие, Настроение такое, Донбасс

Next post
Up