Так тесно в Храме Воскресения Христова может быть только в Великую Субботу.
Храм - огромный, запутанный, как лабиринт - поделен Церквями, разрезан, как политическая карта мира. Но сегодня Церкви забыли - по крайней мере, попытались создать видимость - о разногласиях ради свершения таинства сошествия Святого Света.
В Храм уже вошли армяне в черных остроконечных клобуках. Двери Кувуклии запечатал восковой печатью - кустодией - греческий монах Пантелеймон. Когда-то он жил в Австралии, сколотил приличное состояние, но продал все имущество, чтобы служить на Святой Земле. Армяне, францисканцы поставили на кустодии печати, свидетельствуя, что внутри Кувуклии ничего нет.
В турецких фесках, ударяя в землю жезлами, входят кавасы: телохранители, протокольщики патриарха. Тишина Храма разрывается криками, громом барабанов, когда врываются шакриаты - арабская молодежь, размахивающая крестами с красными и синими лентами. Некоторые арабы забираются на стальное оплетение у Храма Гроба Господня, оглушая всех песнопениями.
В воротах, пройдя через Храм Святого Апостола Иакова, появляется Греческий Патриарх. За ним армянское, коптское и сирийское духовенства. Игумен Храма Воскресения вносит неугасимую лампаду. Патриарх с трудом пробирается в густой толпе. Его сопровождают греческие гвардейцы в национальной одежде.
Исчезает свет - ни одна из свечей не горит. Лампу ставят в придел Ангела Кувуклии. Тысячи людей в Храме, миллионы зрителей у телеэкранов по всему миру погружаются в молчание. Великая Суббота - день, когда все умолкает, ибо Господь погружается в бездну, Он - солнце, закрытое луной, зерно, погруженное в землю, виноградная лоза, дающая жизнь, весна, дарующая жизнь миру.
Крестный ход во главе с Патриархом в белом облачении трижды оборачивается вокруг Кувуклии. Круг - вечность. Три дня Христос лежал в гробе, как Иона три дня пребывал в чреве Кита. Крестный ход останавливается перед Кувуклией.
Патриарх с помощью диаконов снимает митру, саккос, омофор и палицу, остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах, разоблачаясь в образ Спасителя. Патриарх смотрит на кустодию, символизирующую запечатывание Гроба Господня, когда иудеи, придя к Пилату, сказали: "Обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых, и будет последний обман хуже первого".
Продолжение рассказа "Quid est veritas" -
http://samlib.ru/i/inspektor_p/quid_est_veritas.shtml