Бакенбарды

Jan 07, 2010 15:19


Несколько дней назад посмотрел прекрасный-распрекрасный фильмец "Бакенбарды" (1990, реж. Юрий Мамин).

Как можно узнать из очерка в "Новейшая история отечественного кино. 1986-2000." фильм родился из очередной местечковой разборочкой в среде интеллигенции конца 80-х, точнее нападок на наше все, то есть Пушкина. Интеллигенция она такая: одни вечно вздыхают об отечестве, другим всюду мерещится призрак великодержавного шовинизма.
Однако, не столь важно при каких обстоятельствах и даже с какой целью создавался творческий продукт. Гораздо важнее, как он смотрится сегодня. К слову, сказки Пушкина создавались в качестве постебушечек, что не мешает им сегодня быть классикой детской литературы.

Итак, в рядовом советстком Задрищенске, то есть Заборске, действуют две молодежные группировки. Первая - "Капелла" - аналогична рок-панк молодежи: непомерное употребление алкоголя, беспорядочная половая жизнь, вызывающие перфомансы. В начале фильмы капеловцы исполняют песню, в которой легко угадывается Алиса конца 80-х. Сегодня данная группировка в политическом плане (почему важен именно он см. ниже.) вызывает ассоциации с анархо-шафками. А использование "фаллоса" ассоциируется с... понятно с кем :)
"Капелле" противостоят накаченные дуболомы из "Бивней". В них легко узнаются любера.
Бивни качают мускулы в подземелье-сортире, переодически пиздят Капеллу, которая постоянно устраивает оргии в заброшенном доме.
Все это продолжается до бесконечности, пока в городе не появляются двое из ларца - главные герои, озабоченные судьбами России, в частности деградацией молодежи. Главные герои, вооруженные тростями и патриотическо-гражданской лирикой Александра Сергеевича, организуют клуб АСП, быстро и легко подчиняют Бивней, набирают актив в Капелле, и начинают собственную игру.

В Бакенбардах прекрасно показаны этапы строительства организации.
Кумир, биография которого идеализируется: Александру Сергеевиче приписываются стихи, естественно из неопубликованного, отрицательные стороны биографии объявляются происками... в фильме не говорится кого, но и так понятно, кто хочет опорочить честь русского национального поэта (им Пушакина провозгласили еще в 1937 году); эмоциональные идеологические лекции; тренировки в заброшенных дворах; шествия по улицам города; прикид, в котором адепты партии доходят до маразма; нападения на идеологических противников; разборки с конкурентами, в данном случае, группировкой "Мцыри" - поклонники Лермонтова; не обошлось в русском движении без еврея (ну а как иначе?), естественно, еврей самый умный; жидоватый репортер, пишет в еврейскую газету разгромный репортаж о разгуле фашизма...

Любому, кто достаточно поварился в националистическом котле все это покажется знакомым и узнаваемым. При просмотре возникают противоположные эмоции: с одной стороны хочется поржать, насколько все происходящее смешно, с другой поражаешься насколько это все похоже. Естественно, режиссер и сценарист фильма никакие не пророки . Скорее, все это лишний раз доказывает: национальное движение из раза в раз развивается по одному и тому же сценарию, поэтому снятое в конце 80-х актуально и для 90-х и 2000-х.

В фильме раз за разом возникают довольно изящные эпизоды. В одном из них скульптор легкими движениями рук за полминуты меняет бюст Ленина на бюст Пушкина: так просто и быстро можно из старого вождя сделать нового. Или фраза: "Что делает одежда с человеком! Просто чудеса какие-то творит. Никто, ничто и звать никак, а шляпу надел и личность."
Тут и там в "Бакенбардах" проскакивает тема фашизма (Куда уж без него при разговоре о патриотизме?). Как явно: "фюрер в бакебардах", "партайгеноссе", "ночь длинных тростей", марширующие пушкинюгендовцы, так и заувалированно: на флаге АСП присутствует зиг-руна, на одном из плакатов Пушкин зигует.

В "Бакенбардах" прекрасно показано к чему приводит построение организации, основанное на заигрывании с властями. Пока организация выгодна ее терпят и даже поддерживают. "Разогнать бы их!" "Да нет, очень нужный для текущего момента человек" - говорят персонажи фильма из советского руководства. Однако, когда организация вылезает за рамки дозволенного или "момент" проходит, то с АСП безжалостно расправляются. И на место старой организации приходит...
другая, с теми же людьми, но уже с другими лицами и другой идеологией.

А завершающие кадры, с марширующими по улицам бритоголовыми это просто красата.

Капелла









Бивни







АСП

















































































Скачать фильм нужно по ссылке - http://film.arjlover.net/film/bakenbardy.avi

Рецензии, НС, Кино

Previous post Next post
Up