К 130-летию со дня рождения Ле Корбюзье
Комплекс ООН на Манхеттене - КТО АВТОР ПРОЕКТА?
Известный всему миру комплекс зданий ООН на берегу Ист-Ривер в Нью-Йорке начат проектированием ровно 70 лет назад. Именно в этих целях в начале 1947 года была создана специальная международная группа специалистов из 10 человек, так называемая Комиссия по выбору участка. Над проектом работало немалое число архитекторов, среди них - всемирно известный бразилец Оскар Нимейер, швед Свен Маркелиус, крупный английский архитектор сэр Говард Робертсон и другие.
Но многие ли знают, что к проекту зданий ООН причастен самым непосредственным образом и француз Ле Корбюзье? Между тем, он сам утверждал (в частности, в своей автобиографической книге "Ле Корбюзье. Творческий путь"), что среди авторов этого комплекса его имени не найти. Так как же все было на самом деле? Кому в действительности принадлежит проект?
Вид на штаб-квартиру ООН со стороны Ист-Ривер
История проектирования комплекса штаб-квартиры ООН вкратце такова.
Начало 1947 года. Недавно лишь созданная Организация Объединенных Наций не имела места для своего постоянного представительства и была вынуждена арендовать помещения то там, то здесь. Необходимо было выбрать город, где администрация ООН, ее секретариат могли бы расположиться основательно, где представители разных наций могли бы обсуждать свои дела, собираясь на конференциях. В качестве возможного варианта для строительства штаб-квартиры предлагались различные участки в разных странах, разных городах, и наконец было принято решение построить комплекс ООН в Нью-Йорке. Была создана специальная группа международных экспертов по подготовке проекта. Первоначальной ее задачей был выбор участка под строительство. Совет первоначально состоял из десяти человек - архитекторов и специалистов из разных стран. В эту группу - как делегаты от Франции - были включены Ле Корбюзье и инженер Владимир Бодянский, сотрудник его парижской мастерской.
В эту же группу вошел и молодой талантливый архитектор из Бразилии, Оскар Нимейер. С Корбюзье они уже были знакомы и даже сотрудничали несколько лет назад, при проектировании Министерства просвещения в Рио-де-Жанейро (1936). Вскоре имя Нимейера станет столь же известным, как и Ле Корбюзье, - после того, как будет построен город Бразилиа, с его поразительно новым, современным обликом.
Возглавил группу экспертов Уоллес К. Гаррисон, американский архитектор и дилер.
В процессе проектирования. Слева направо:
Ле Корбюзье, Николай Басов (СССР), Говард Робертсон (Великобритания), руководитель проекта У.Гаррисон.
Нью-Йорк, апрель,1947 года (фото с сайта ООН)
К тому моменту, когда в Организации Объединенных Наций было принято решение о строительстве штаб-квартиры, Корбюзье уже пользовался репутацией мастера, архитектора международного класса. Позади у него уже были такие грандиозные проекты, как комплекс Лиги Наций в Женеве (1927), уникальный Дворец Советов в Москве (1931), упомянутый бразильский проект. А среди построенных зданий - дом Армии Спасения в Париже (1029), комплекс Центросоюза в Москве (1928-1934). В этих сооружениях едва ли не впервые были применены в больших масштабах стеклянные стены-экраны. Этот опыт, вероятно, и представлял в данном случае наибольший интерес для организаторов. Нет сомнений, что оказавшись в Нью-Йорке в связи с намечающимся проектом, Корбюзье и морально и профессионально был вполне на уровне задачи.
Самому проекту предшествовала довольно затянутая бюрократическая процедура выбора участка, имевшая и свои смешные стороны. Вот как это описано в книге "Ле Корбюзье. Творческий путь":
"В 1946 году правительство Франции направляет Ле Корбюзье в Нью-Йорк в качестве делегата "Комиссии по отводу участка" для строительства зданий ООН.... Ему поручается защищать принципы современной архитектуры и градостроительства в Организации Объединенных Наций. В Нью-Йорке Ле Корбюзье изумлен и поражен характером обсуждений и направленностью работы этой комиссии. Через шесть недель он покидает комиссию, заявив: "Я возвращаюсь в Париж. Во всяком случае, до отъезда я вручу вам "доклад меньшинства". Председатель комиссии спрашивает: "Что за сумасшедшего прислала нам Франция?"....
"Доклад меньшинства" (Доклад французского делегата), после того, как он был опубликован (в приложении №1 памятки Комиссии) произвел эффект разорвавшейся бомбы. Доклад был направлен против решений Комиссии. Доклад Комиссии требовал приобретения территории площадью 40 квадратных миль, то есть 26 500 акров, что соответствует площади равной трем островам Манхэттен. На этой территории предполагалось разместить ведомство Трюгве Ли, с его секретариатом. В результате происшедших событий площадь приобретенного участка уменьшилась с 26 500 акров до 17 акров. То есть участок оказался в 1500 раз меньше!...
Через восемь месяцев Ассамблея ООН утверждает участок близ Ист-ривер в Нью-Йорке, одобрив таким образом предложение Ле Корбюзье."
Ле Корбюзье и его сотрудник по мастерской Владимир Бодянский. На проекте, март 1947 г. (фото с сайта ООН)
Всем не терпелось увидеть первоначальный эскиз комплекса. Как пишет сам Корбюзье, с начала 1947 он работал над проектом, закончив его в общих чертах к концу февраля. По его словам, "Гаррисон торопил его, так как вскоре должны были прибыть остальные эксперты из состава комиссии".
Итак, 26 февраля проект - под девизом «Макет 23» - был представлен для оценки. Конечно, это не был полностью завершенный проект, а всего лишь выполненный из пластилина макет-идея, концептуальный образ. Комплекс штаб-квартиры, по проекту Корбюзье, включал четыре сооружения:
1. здание Секретариата (высотное)
2. здание Специальных служб (высотное),
3. корпус Комитетов и Комиссий,
4. Генеральная Ассамблея (зал заседаний).
По проекту все сооружения располагались на участке свободно, отдельными блоками, - большая же его часть предназначалась для скверов с газонами, декоративными посадками, проездами и пешеходными дорожками. Вторая вертикальная доминанта - здание Специальных служб - сообщала комплексу необходимую пространственность и масштаб.
Комплекс зданий ООН. Рисунок Ле Корбюзье
Макет комплекса, представленный Ле Корбюзье (фото с сайта ООН)
В целом это были довольно новые и необычные для того времени идеи, они сформулированы Ле Корбюзье в концепции его "Лучезарного города". Подобное архитектор предлагал еще с начала 20-х годов, в своих проектах Современного города, а после 1945 года - например, в планах реконструкции Сан-Дие.
Тем более необычным было это предложение для Нью-Йорка, где земля баснословно дорога и где каждый квадратный метр должен давать отдачу, приносить прибыль. Почему Манхеттен и застроен так плотно. Предположить, что на этой драгоценной земле будет разбит сквер, будут расти какие-то кусты и деревья… многим это могло казаться по меньшей мере странным.
К слову сказать, проект Корбюзье был не единственным. Помимо него было рассмотрено еще пятьдесят (!) проектов-предложений других архитекторов.
Для дальнейшей работы Корбюзье была выделены своя мастерская и своя группа помощников. Мастерская находилась в одном из офисов Рокфеллер-центра. Здесь Корбюзье работал с 25 января до конца июня 1947 года.
Ле Корбюзье и Оскар Нимейер среди других участников конкурса. С бумажкой в руке - Н.Басов, от СССР.
Март 1947 года (фото с сайта ООН)
B конечном счете официально принятым проектом комплекса ООН оказался вариант, предложенный Нимейером (по свидетельству его самого). Честолюбивый Корбюзье, с самого начала убежденный в том, что он единственный, кто способен реализовать этот проект, был немало раздосадован. И это еще мягко сказано! Рушились его надежды стать архитектором, построившим самый значительный и самый престижный объект в послевоенной Европе. С деликатным и дипломатичным Нимейером он, конечно, ссориться не стал, а обратил весь свой гнев на руководителя проекта, Уоллеса Гаррисона. Он обвинил Гаррисона ни больше ни меньше как в плагиате. Скандал, возникший в связи с этим, привел в конце концов к тому, что Корбюзье был отстранен от проекта, а все его наработки конфискованы. Он вынужден был покинуть Нью-Йорк и, полный разочарования, вернулся во Францию.
В том, что Нимейер находился в то время под большим влиянием Ле Корбюзье, вряд ли можно сомневаться. Сама формула высотного здания Секретариата - так, как оно реализовано - имеет много общего с офисным блоком Министерства образования в Рио, которое было осуществлено Нимейером по концепции Корбюзье. И там и здесь это уплощенная стеклянная призма, заключенная в раму из камня. Безусловно, и общий вид Секретариата и вся композиция объемов комплекса ООН в большой степени определены именно "Макетом 23" и предварительными эскизами Корбюзье. Если внимательно приглядеться к ним, это становится очевидным.
Оскар Нимейер на проекте (фото с сайта ООН)
На наш, современный, взгляд архитектура ансамбля выглядит довольно безлично. Добротно, элегантно, представительно - да, но и скучновато. Слишком уж все приглажено, недостает характерности. Общее свойство коллективных проектов, где побеждает компромисс. Впрочем, такого рода холодноватая классичность вообще свойственна архитектуре того времени - модному тогда "интернациональному" стилю. Можно не сомневаться, доведи Корбюзье свой проект до конца, уж чего-чего, а характерного в нем было бы с избытком. В частности, он настаивал на применении в здании Секретариата "солцерезов", внушительных наружных солцезащитных ребер, защищающих остекленную стену от прямых солнечных лучей. В конце концов у него вполне могло получиться нечто вроде этого:
Картезианский небоскреб для г. Алжир. Макет Ле Корбюзье. 1938 г.
Участок, предназначенный для комплекса, находился на окраине Манхеттена, на берегу Ист-Ривер - между 42-й и 46-й улицами, между рекой и Первой авеню. Это был припортовой район, застроенный старыми многоэтажными зданиями, в целом довольно запущенный. Требовался полный снос зданий и затем - основательная подготовка участка.
В январе 1949 года был подписан контракт с четырьмя крупными строительными фирмами на строительство первого здания, Секретариата. Официальная церемония закладки первого камня состоялась в октябре. А летом следующего, 1950 года, небоскреб был уже полностью завершен. В конце августа в него въехали сотрудники и клерки.
Секретариат и Генеральная Ассамблея - элегантно изогнутый блок с куполом (хорошо виден на аэрофотоснимке) - эти два здания были возведены на первом этапе строительства. Затем было построено здание Конференций - горизонтальный трехэтажный блок, вытянутый вдоль реки. Торжественное открытие всего комплекса состоялось 10 января 1951 года.
Строительные работы на объектах ООН, тем не менее, продолжались и были в основном завершены в 1952 году. В целом на строительство штаб-квартиры ООН потребовалось 65 млн. долларов, которые выделило правительство США. Участок на берегу Ист-Ривер приобретен на средства, предоставленные безвозмездно Джоном Рокфеллером-младшим (как деньги свободные от налогообложения - 8,5 млн. долларов).
Аэрофото ансамбля ООН
Зал Генеральной Ассамблеи
В наши дни комплекс Штаб-квартиры ООН это, помимо прочего, - посещаемый многими объект туризма. Кроме самих зданий, интерес представляют собранные здесь предметы монументального искусства. Некоторые из них принадлежат известным художникам, - например, известная скульптура Вучетича "Перекуем мечи на орала!" или витраж Марка Шагала. В 1965 году к ансамблю было добавлено еще одно крыло - здание библиотеки им. Дага Хаммерскёльда.
ШТАБ-КВАРТИРА ООН,
архитектурный сайт galinsky :
http://www.galinsky.com/buildings/un/ Штаб-квартира ООН в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9E%D0%9E%D0%9D История строительства штаб-квартиры ООН
Официальный сайт ООН
http://www.un.org/russian/basic/history/charterhistory/photo/chapter3.htm