Окончание. Начало в предыдущей записи.
===================================================
Рыночные реформы и преодоление олигархономики
Чтобы выйти из депрессии, надо действовать иначе. Есть два актуальных направления действий.
Первый - стабилизировать финансы, процентные ставки, накапливать инвестиционные ресурсы. Его можно назвать "макроэкономическая стабилизация".
Второй - начать структурные и институциональные преобразования через стимулирование роста мелкого предпринимательства, закрытие убыточных государственных монополий, запрет бюджетного финансирования государственных предприятий, противодействие монополизму, введение рыночных процедур банкротства и ликвидности имущественных обязательств.
Благодаря этим действиям можно восстановить и ускорить рост объемов производства и рабочих мест. Пока активность правительства в обоих направлениях не заметна. С каждым месяцем ситуация только ухудшается, депрессия экономики ускоряется.
Это разрушает национальное хозяйство и добавляет проблем на фронте. Люди при высоких должностях, очевидно, неправильно понимают свое назначение.
Восстановление экономического роста является обязательным спутником и катализатором крайне необходимых рыночных реформ. Они будут значительно результативнее. Сегодняшние особенности рыночных реформ заключаются в преобразовании олигархического капитализма в капитализм предпринимательский.
Основные составляющие этих преобразований такие.
1. Государственное содействие развитию предпринимательства: административная дерегуляция, устранения налогового бедствия благоприятное банковское кредитование, страхование, индивидуально-накопительное пенсионное страхование, спецарбитраж.
2. Введение ограничения на олигополии - части прав собственности отдельной компании - в отраслях экономики и устранение олигархов из органов власти.
3. Измельчение пакетов акций в ходе приватизации и запрет продажи одном лице пакетов, которые превышают 10% акционерного капитала.
4. Создание широкого розничного внебиржевого фондового рынка.
5. Замена налогообложении прибыли предприятий на налогообложение использования ими природных ресурсов и полезных ископаемых.
6. Введение прогрессивного налогообложения для индивидуальных доходов граждан, включая дивидендами, с нулевой ставкой для низкооплачиваемых категорий.
7. Введение рыночного уравновешенного ценообразования, отмена административных и монопольных цен и тарифов.
8. Поддержка конкуренции на всех рынках, запрет монопольной деятельности.
9. Делатифундизация сельского хозяйства, государственное содействие фермерству и приусадебном хозяйствованию.
10. Открытость и расширение саморегулирования кредитно-денежной системы, преобразования Нацбанка на резервно-регулятивную системную учреждение.
11. Отмена правительственного административного регулирования рыночных процессов, запрет дотаций и бюджетных инвестиций предприятиям, ликвидация отраслевых министерств в промышленности, отмена функций министерств как распорядителей бюджетных средств и отмены централизованного их распределения между бюджетами.
Таковы коренные трансформации в экономике, но это не исчерпывающий их перечень.
Изменения в политике военного периода
Наряду с восстановлением и реформированием экономики время требует изменений в экономической политике. Становятся актуальными новые приоритеты, второстепенные в мирный период.
На первый план вышли требования обеспечения потребностей ВПК и других отраслей повышения обороноспособности страны - военные наука, технологии и образование, информационная политика, коммуникации, информационная безопасность.
Эта часть бюджета должна формироваться как приоритет, а при выполнении правительственной сметы оборонительные статьи должны стать полностью защищенными.
Другая инновация политики - существенная переориентация военного и гражданского производства с внешних рынков на внутренние, усилит обороноспособность.
Оказывается, закрытые казенные заводы и сейчас поставляют самую современную военную технику странам Персидского залива, а против русских украинские батальоны нередко выставляют отремонтированную оружие советских времен.
Также нужно усилить энергетическую безопасность. В частности, нужно максимально сократить импорт газа, увеличить производство энергии из внутренних источников, в том числе из альтернативных, делать долгосрочное резервирование топлива.
Избыточное потребление газа в Украине во все годы было искусственным, созданным по заказу россиян их агентами-предателями из украинской нефтегазовой мафии, в то время как свои мощности атомной и гидроэнергетики все еще используются лишь наполовину и не обеспечены необходимыми сетями транспортировки.
Особенностью политики, таким образом, становится ее дуализм, но это создает возможности для эффективного обеспечения обороны и быстрого возвращения военного производства на мирный лад после окончания кровопролития.
Нужна ли командная экономика?
События 2014 требуют ответить на этот вопрос утвердительно. Потребности обороны эффективнее удовлетворять при переводе производства на военные рельсы.
Это означает перевод сектора, работающего на нужды войны, на командные принципы. Этот сектор будет работать параллельно с сектором мирной экономики, но по другим правилам. Вот несколько позиций по теме командной части экономики.
1. Все предприятия-производители продукции для нужд обороны должны выполнять не контракты с потребителями, а заказы органов власти по выпуску конкретных видов продукции в натуральном выражении.
2. Невыполнение директив по выпуску продукции или лечения воинов влекут административно-уголовную ответственность руководителей предприятий.
3. Целью работы предприятий военного сектора становится не получение прибыли, а выполнения заказов. Эти предприятия не могут признаваться банкротами, их просроченные долги возмещает государство. Предприятия этого сектора также освобождаются от налогообложения прибыли.
4. Предприятия сектора на период войны освобождаются от выполнения рыночных заказов, а цены на их продукцию устанавливаются независимо от удовлетворения рыночного спроса, а директивно органом власти.
5. Если мощностей предприятий, входящих в сектор, не будет хватать для выполнения контрактов для невоенного потребления или экспортных контрактов, то последние должны отменяться по форс-мажорными обстоятельствами.
6. Если частные или акционерные предприятия будут уклоняться от выполнения государственных военных заказов, то по постановлению правительства права собственности на такие предприятия могут на время войны переходить к украинскому государству.
7. Оплата готовой продукции для нужд фронта и обслуживание воинов будет осуществляться за счет государственного бюджета непосредственно или в долг. Таким образом, продукция военного назначения поступать без задержек.
8. Предприятия сектора должны освобождаться от уплаты НДС. Поставки из-за рубежа для нужд фронта не должны облагаться импортной пошлиной.
Впрочем, командная экономика не может быть решающей даже в сложные военные годы.
Нельзя возвращаться к сталинской системы тотального принуждения без оплаты труда.
Именно каторжный подневольный труд и отсутствие прямых хозяйственных связей между хозяйственными субъектами не позволили Советскому Союзу восстановить экономику еще в течение добрых десяти послевоенных лет.
Сегодня нужно соединить командную (военную) и контрактную (рыночную) экономики.
Время требует гибридной экономической системы. При этом контрактная экономика должна быть действительно рыночной и стабильно работающей.
В обеспечении военной силы нужны не только командные методы. Практика показывает, что волонтерское движение во многих случаях является более эффективным в организации срочного и особенно новейшего обеспечения воинских частей на передовой.
Именно поэтому надо обязательно поощрять и способствовать функционированию такого свободного процесса тылового обеспечения. Кстати, волонтерское движение начали не чиновники, а свободные предприниматели, средний класс.
Для поощрения волонтерского движения нужен специальный благоприятный режим. Необходимо освободить от налогообложения все расходы граждан на помощь армии и национальной гвардии в виде благотворительности через волонтерские организации.
Следует также снять ограничения - 200 долл - на покупку валюты для волонтерских организаций и на их валютное кредитование с целью осуществления поставок важной техники и оружия из-за рубежа. Государство должно также способствовать созданию инфраструктуры волонтерского поставки, прежде всего - оптовых складов.
Надо бесплатно предоставлять волонтерам горючее для авто с помощью талонов, которые оплатит государство. Нужна правовая помощь добровольцам, предоставление им статуса и документов для свободного передвижения в пределах пребывания войск.
Несколько заключительных слов
Смешанная экономическая система нужна уже сегодня. Каждая ее часть должна быть эффективной. Мы победим - на нашей стороне правда и честь. Все нужно сделать своими руками. Даже без европейцев - ведь пока и экономическое объединение, и прямая военная помощь от них откладываются.
Майдан, революция, военный конфликт в Донбассе показали общую человеческую силу. Политики не смогут отделиться от простых людей бронированными окнами лимузинов и управлять массами с помощью продажной милиции и службы безопасности.
По старинке уже не будет. Однако коррумпированный политикум считает, что людей можно заморочить, как в случае освобождения от люстрации лиц, которые уже избраны или избираются. Помоек хватит на всех. И не только Бог им судья.
Народний депутат Віталій Журавський. Фото УП
==========================================================
Превосходная по моему мнению программа перестройки экономики Украины в условиях военного времени и предстоящей длительной еще угрозы новых агрессивных и подрывных действий со стороны соседней фашистской империи...
Но одна, все та же старая, проблема - ее некому проводить в жизнь. Нет пока в стране достаточно мощной политической силы, которая смогла бы победить окопавшуюся на Банковой и не только изменническую креатуру Старой площади, для которой эта программа - нечто прямо противопложное план-заданиям, спускаемым их московскими "кумами".
А до настоящей, независимой от вездесущей гэбэшной агентуры, гражданско-политической самоорганизации - украинцам еще ой как далеко... Даже на простое и очевидное дело - поддержать "Самопомiч" - пока ума хватает всего у нескольких процентов избирателей...
А без ума - и 3-й Майдан не спасет от 3-й Руины...