Оригинал взят у
baltvilks в
Россия, которую... кто-то потерял или "Невольничьи рынки Романовской Колонии". Как-то под влиянием чьего-то жалобного плача по "России, которую мы потеряли" современная русская писательница-фантаст Галина Полынская вспомнила об особенностях "крепостного права" в Российской империи, процитировав и прокомментировав в своем журнале вырезки из газетных обьявлений середины 19-го века, дневников классических русских писателей и путевых заметок иностранных путешественников того времени:
"На Васильевском острову, по Большому проспекту под № 76 доме, продаются: мужской портной, зеленой забавной попугай и пара пистолетов, "С-Петербургские Ведомости". 1800 г., № 1.
"Россия - это сто тысяч семей, считающих себя чем-то и 54 миллиона людей-скотов, которых, как лошадей и быков, продают, дарят, меняют и стегают", французский литератор Ж.-Б.Мей в 1829 г.
Невольничий аукцион в Петербурге, на котором выставлены произведения искусства и... рабы
(картина классического русского художника К.В. Лебедева)
Кроме продажи крепостных "с рук" и по газетным объявлениям, предприимчивые люди устраивали в центре столицы "невольничьи рынки", наподобие восточных, где, на "особливых двориках", выставлялись на продажу крепостные. Какой-то "секретарь" Громов содержал в конце XVIII века такой "дворик" против Владимирской церкви; другой подобный же находился в доме Вахтина у Поцелуева моста. Рынки для продажи людей имелись также на Лиговском канале, у Кокушкина моста и в Малой Коломне, где этим промышлял некий дьячек.( Свернуть )
Шантро в своем " Voyage philosophique " писал: "Если дворяне решают продать своих крепостных они их выставляют с их женами и детьми в общественных местах и каждый из них имеет на лбу ярлык, указывающий цену и их специальность." В Петербурге цены на "продажных" людей стояли значительно выше, чем в провинции. Поэтому, В конце XVIII века, как отметил в своем дневнике Н. И. Тургенев, людей привозили в Петербург на продажу целыми барками...
Покупка крестьянской девушки-рабыни (картина классического русского художника Н.В. Неврева)
"Дрессировкой" крепостных мальчиков и девочек занимались в то время многие помещики. Обучение крепостного ремеслу стоило гроши, но зато цена на него возрастала втрое. Ряд помещиков занимался также выгодным делом - перепродажей людей. Так, например, Пашкова, урожденная кн. Долгорукова, составила себе большое состояние спекуляцией по продаже "рекрут". Она покупала населенные имения, продавала по дорогой цене в рекруты всех дворовых мужчин, а затем сбывала с рук купленное поместье. Как сообщает кн. П. Долгоруков, ей в этом успешно подражали Е.П.Бутурлина и гр. И.И.Воронцова..
По поводу обычая менять своаих крепостных, декабрист Лунин в одном из своих писем из Сибири сообщает интересную биографию нанятогоо им в ссылке слуги "Василича". - "Его отдали в приданое, потом заложили в ломбард или в банк. После выкупа из этих заведений он был проигран. в бильбокет, променен на борзую и, наконец, продан с молотка со скотом и разной утварью на ярмарке в Нижнем. Последний барин, в минуту худого расположения, без суда и справок, сослал его в Сибирь". Крепостных продолжали "менять" и в последующую эпоху.
Так Герцен упоминает в "Колоколе" за 1860 г. о некоем казачьем есауле Попове, обменявшем принадлежавшую ему крестьянку на часы. (с) "Крепостной Петербург пушкинского времени" .
Пожалуй, надо еще крепче ковать церковно-духовные скрепы и более лучше вставать с колен, возраждая посконные традиции. Царь-батюшка тоже не помешает. Тогда и заживем.
От себя могу добавить еще одну вырезку из газеты “Ведомости" :
“Продается ткач 35 лет с женой и дочерью и вятский жеребец 6 лет…”.
А также - отрывок из классической поэмы А. Грибоедова "Горе от ума", в которой описывается продажа людей московскими барами:
"Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!"
Кстати... о крепостных театрах... ну как тут не вспомнить вот эту страшную картину классического русского живописца Н.А. Касаткона под названием"Опальная крепостная актриса, кормящая грудью барского щенка"...
Причем так было далеко не во всей Российской империи. В сибирских, азиатских, кавказских губерниях и областях, в казачьих областях, на Аляске, на Кавказе и в Финляндии крепостного рабства не было. Не было его в такой форме и в Остзейских (прибалтийских) губерниях (нынешние Эстония и Латвия), да к тому же крепостничество в Прибалтике отменили еще в 1819. Но... на свободных от рабства землях жило лишь около четверти всего населения империи... основная масса населения - причем прежде всего "великорусского" - предков современных русских - была в статусе рабов.
Так что, вот так, значит, они и жили... вплоть до отмены рабства в 1861 году. После этого было полвека жизни в условиях относительной свободы, которая в России не прижилась. В 1917 году рабство вернулось, только под другими хозяевами. Хотя.. только частично другими. Помимо новых рабовладельцев из разноплеменного от ребья империи к привычной позиции в обществв вернулась и часть потомков старых рабовладельцев: все эти Михалковы, Вышинские, Маленковы, Коллонтаи и Бонч-Бруевичи... и так - до 1991 года. Потом - снова короткий период свободы (извращенной и вывернутой наизнанку), после которой бывшая Россия совершила эволюционный виток к тирании полублатной подзаборной шушеры. Но это уже другая тема...
А потомкам рабов - продаваемых и меняемых на часы и собачек - самое время поплакать по "потерянной Великой России"...
P.S.: Напоследок положу-ка еще и картину того же Неврева, изображающую православного батюшку. Ничего не напоминает?