cor

современное бразильское кино: "сколько стоит или можно на вес?"

Apr 12, 2016 01:40

Quanto Vale Ou É Por Quilo?
режиссера сержио бианки, фильм 2005 г.

фильм очень удачно сопоставил матерьял из судебных архивов конца 18в. и матерьял уже нынешний. фильм намекает: два столетия назад были рабы и рабовладельцы, а нынче - деклассированный элемент (потомки тех самых рабов) и... добрые филантропы.

владелец какой-то темной фирмы и его верткий молодой помощник решили заняться бизнесом отмывки денег через филантропию. они рады делать добрые дела: например, поставить бесхозное старое компьютерное железо в фавелу - и раструбить это как бескорыстный образовательный проект. под такие проекты разного рода богатеи и политики отстегивали "на благотворительность". крупные суммы идут в распил - фирма имеет с этого навар. т.е. фактически подпольный "серый" банк. все бумаги подписывает специально нанятая неграмотная уборщица (вам это ничего не напоминает?). активисты-негры пронюхали, что за схема такая и кто-то из сочувствующих им помог заполучить улики в виде пачки документов, выкраденной из офиса.

параллельно рассказывается история "доброй бескорыстной аболюционистки", выкупившей пожилую негритянку-рабыню, которую рабовладелец не хотел отпускать на волю. (по закону вольная должна была даваться по старости лет, но в реальности закон всегда был на стороне белых, а хозяева, особенно среднего достатка, не хотели расставаться с рабсилой и еще платить за новую: нафиг еще раскошеливаться?). вот. "аболюционистка" негритянку-то выкупила, но вольную ей не дала, а продала в рассрочку с хорошей наценкой: та выплачивала долг в течение трех лет, работая у филантропки даром и еще сверхурочные на стороне, чтобы скопить гроши на выкуп. такая филантропия тоже.

(кстати, мама рассказала похожую историю из нынешней португалии. к ним в дом приходит убираться уже солидных лет украинка. у украинки - проблемы с визой, которую надо продлевать ежегодно. по тамошним законам права на постоянный внж у нее нет и не будет: она никто, пожизненный гастарбайтер. одна добрая женщина "помогает" ей: оформила ее по-белому, что крайне трудно. домработниц никто не оформляет, т.к. есть еще налоги и пенсионные отчисления. украинка ходит к той убираться бесплатно - и график там нехилый, как оплата за услугу.)

интересно, что те ужасы, которые мы знаем по "Рабыне Изауре" - не всегда верно отражают бразильский стиль рабовладения. это был, скорее, сухой прагматичный плутократический/капиталистический бизнес-стиль, а не архаика феодально-иерархично-сословно-расовых отношений. хотя, несомненно, сосуществовали какие-то элементы и того, и того. но видно, что деньги, прибыль - решали практически все. "cash is king". т.е. конечно, была белая аристократия и черный люмпен. и рабам жилось несладко (в фильме все это хорошо показано тоже). но при этом, у рабов были подчас лазейки, чтобы вполне легально заполучить свободу. и освобожденный раб сразу же становился полноправным гражданином - освобожденной черной негритянке мог пожать руку белый нотариус: она была вполне равноправна с ним, особо подчеркнутой сегрегации не было (в отличие от штатов или английских колоний). бывший раб сам имел право стать рабовладельцем, хотя права этих новоиспеченных черных сеньоров часто ущемлялись (что в фильме тоже отражено)

фильм полностью доступен в ютубе, с англ. субтитрами:

image Click to view

.латинская жувачка, .кинцо, +economucqz, .бразильская эпопея, .постколониальный цирк

Previous post Next post
Up