Индийский поезд

Mar 03, 2010 16:07



Индийские поезда заслуживают отдельной темы.
Краткая справка:

"В ИНДИИ железные дороги образуют гигантскую сеть! Поезда служат главным средством передвижения в этой стране с населением более миллиарда человек. Помимо обычных ежедневных поездок, миллионы людей совершают поездки к живущим далеко родственникам, чтобы быть с ними рядом во время важных для семьи событий: рождения, смерти, праздников, свадеб и болезней. Таково требование традиционной индийской культуры.

Каждый день в среднем более 8 350 поездов курсируют по стране, где протяженность действующей сети железных дорог составляет около 80 000 километров, перевозя более 12,5 миллиона пассажиров. Товарные поезда доставляют в разные точки Индии свыше 1,3 миллиона тонн грузов. В общей сложности пассажирские и товарные составы ежедневно проходят расстояние в 3,5 раза превышающее расстояние от Земли до Луны!

В Индии 6 867 железнодорожных станций, 7 500 локомотивов, более 280 000 товарных и пассажирских вагонов и 107 969 километров железнодорожных путей. Если это учесть, то неудивительно, что Индийским железным дорогам требуется около 1,6 миллиона работников. Такого штата сотрудников нет ни в одной компании мира. Это действительно гигант!" (взято отсюда)
(Наверное наше РЖД на 2-м месте по численности сотрудников - 1 300 000 чел.)
Также кому интересна тема - в тексте будет несколько ссылок на тексты с форумов об индийских поездах.

Ваше знакомство с поездом начинается с покупки билета. Билеты на поезда дальнего следования для туристов продаются в отдельных кассах вокзалов (в крупных городах). И, чтобы купить билет, нужно предварительно заполнить квиток. Где нужно указать помимо своего полного имени еще номер паспорта, национальность, гражданство и еще чего-то, также название нужного вам поезда и станции отправления и назначения и желаемую дату отправления.   



Где узнать название нужного поезда я не знал, поэтому предварительно проконсультировался у менеджера-индуса при входе в зал касс для туристов, который, видимо, специально для того там и сидел. После заполнения, вы подходите с этим квитком к тикет-менеджеру и он смотрит когда есть места и можете ли уехать вообще - может случиться так, что билеты на нужный поезд уже распроданы на две недели вперед. Ну, и, я так понимаю, в случае чего поможет вам подобрать то, что вам нужно. Как написали на одном форуме - «эти ребята совсем не торопливые - но очень четкие и вдумчивые».
Билет я купил без приключений, правда, наш поезд уходил с другого вокзала в Дели и менеджер попросил меня исправить станцию отправления в заполненном квиточке и расписаться рядом за исправление.
Придя на перрон, необходимо найти на вагоне наклеенные списки пассажиров и себя в них. Билеты на входе кажется не проверяют, но потом раза 2 или 3 за сутки прошлись контролеры. Вежливые и с неплохим английским.

Про сам поезд.
В Гоа из Дели мы поехали 2-м (средним) классом 2SL - это вагон слипер - типа нашего плацкарта, только полки в три ряда, ну и несравненный индийский колорит. В каждом купе данного типа вагонов по восемь полок  - по три с каждой стороны друг над другом, и еще две напротив через проход - итого восемь.

Во всех индийских вагонах есть по 4 туалета - по два с каждого конца вагона, причем в двух из них унитазы европейского типа (стульчаки), а в двух других - индийского (для сидения на корточках). В туалетах также есть умывальники и отдельные краны для подмывания. Умывальники есть также в тамбурах вагонов.



Воровство в вагонах является серьезной проблемой, поэтому под нижней полкой в индийских поездах есть стальные ушки или тросик, к которому можно прикрепить свои вещи амбарным или любым другим замком. На вокзалах продают железные цепочки. Можно использовать свой велосипедный замок. (ссылка)

Класс ниже - общий вагон, еще ниже - стояк.
Я один раз видел, что такое индийский вагон-стояк. Бля-аааа…. Представьте себе что будет, если взять обычный вагон, выдрать оттуда все лавки, упразднить тамбуры и сделать 4 двери с каждой стороны - как в вагоне метро. Только двери без собственно самих дверей - вырезы в стенах то бишь… Вооот. И в этом вагоне на потолке не поручни как в метро, а свисают сотни пластиковых ручек на ремнях. Во время движения позда, люди, которые не влезли, гроздьями висят из дверей вагона, держась за ручки и друг, друга. Что творится в самой гуще вагона - трудно себе представить… Надо отметить что общие вагоны разделены на мужские и женские, а так как женщины в основной массе на улицах показываются значимо реже чем мужчины - в основном сидят дома с детьми, то на поезд из примерно 14 вагонов приходится 2 женских - ну или около того соотношение. Женские, как правило при этом довольно свободны.
Ну и стоячие вагоны есть только в поездах, ездящих на небольшие расстояния - от деревни до ближайшего города, например.

Еду можно заказать прямо в поезде, так как в поезде есть специальный вагон-кухня (!). Более правильного названия ему, на мой взгляд, придумать сложно, так как мест где можно поесть в этом вагоне нет - еду приносят оттуда прямо в пассажирские вагоны, ну а внутри вагона находится самая натуральная кухня, и склад продуктов. Описывать её нет смысла - кто хоть раз был на индийской ресторанной кухне, представит её без труда - "в темных комнатушках сидят на полу и строгают огромные кучи лука и помидоров" (с) kompas_zemnoj

Еду приносят в пластиковых одноразовых контейнерах из пенопропилена, снабженных крышкой, контейнер также покрыт пленкой фольги для лучшего теплоотражения.
Ждать заказанной еды обычно приходится больше часа, если про вас не забудут. На прямой вопрос проходящим разносчикам сколько времени осталось ждать, мне в все время отвечали «coming…»  В практическом выражении этот промежуток времени составлял от 10 минут до часа. Один раз мне ответили, что еду принесут, через час или два, когда я осведомился снова через час, мне сказали «coming». И ещё через час я выяснил, что про мой заказ забыли с самого начала... Кроме того, через примерно минутные промежутки проходят разносчика кофе, воды и чая. Чай по-индийски так и будет «чай». Мне это показалось сначала удивительным совпадением, но потом я понял что ничего удивительного в этом нету - так как правильно сказать так: чай по-русски называется также как и по-индийски. Поняли? И, кстати, по умолчанию чай - с молоком и с сахаром. Тот что без молока - «teа».
На перронах также можно купить всякой съедобной всячины, только бабулек с вареной картошкой заменяют молодые индусы с самосами и жаренными в тесте бананами, которые они всегда дают вам руками.
Впрочем, самосы попались лишь пару раз, в основном преобладал индийский фастфуд - всякая жаренная в масле туфта, увидев которую один раз, я сразу расхотел пробовать. Ну и всякие вафли, сладкие газированные напитки, шоколадки и прочее - все то, что мы давно исключили из своего рациона.

Кроме привычных нам и по российским железным дорогам продавцов всякого низкопробного ширпотреба, по поезду изредка проходили и продавцы более-менее съедобной всячины. Например, очень понравилась какая-то разновидность крупных огурцов. Продававшая их бабулька, ловко и быстро чистила их картофелечисткой и посыпала масалой. По 10 рупий за 3 штуки нам они очень понравились и мы ещё 3 или 4 раза бегали за продавщицей по поезду за добавкой, благо шла она медленно, так как местный овощ пользовался хорошим спросом.

Переходим к экологической компоненте индийских железных дорог.
Мусорных баков или отдельного места для складирования мусора в вагонах нет.
Кроме того, порой, трудно найти мусорки даже на станциях, я их видел только на станциях крупных городов. Весь мусор пассажиры и персонал поезда выбрасывают прямо из окон, благо стекла никто не опускает, при такой температуре на улице. В том числе и те самые пластиковые контейнеры для еды и герметичные одноразовые стаканчики из под воды - которая даётся к еде. А теперь представьте себе: 1 300 000 000 человек населения в Индии, 80 000 км железных дорог, железнодорожный транспорт - основное средство передвижения в Индии, посчитайте сколько раз в среднем человек ест в сутки и помножьте это на густочисленность пассажиров в среднем индийском поезде (вагонов 20) - ну в общем вы поняли…
И даже набожные и чистоплотные мусульмане с Фиджи, на котором законы в отношения замусоривания очень строги (за плевок на асфальт штраф 1000 Евро, за бычок - 2000 Евро - как они нам рассказывали) - тоже выбрасывали мусор из окон со словами: «Это проблема Индии».  Поэтому вдоль всего железнодорожного полотна на всем его протяжении мусор лежит довольно плотно. Кстати, если вертикально вниз посмотреть в дырку в унитазе или индийском нужнике поезда, то откроется прямой беспосреднический доступ к шпалам, так что продукты жизнедеятельности пассажиров отправляются, как и мусор, на полотно дороги.



Жители деревень, расположенных вдоль железной дороги, кстати, также добавляют колориту обочине, так как по бокам растут обычно кусты или бурьяны. И наслаждаясь индийским пейзажем из окна высокого поезда, вы также умилите свой взор спинами срущих в этих гущах людей. То, что их прекрасно видно из поезда их нисколько не смущает - они заняты.
Кстати в отправлении естественных нужд индусы до умиления непосредственны, и увидеть в городе писающего мужчину - нормальное дело. За время прогулки где-нибудь по центру Дели, вы наверняка несколько раз сможете увидеть эту естественную для индийской жизни картину. Ну а посрать на пляже, задумчиво глядя в закат - это вообще каждодневный вечерний ритуал. Если вечером пройти, например, по пляжу Гокарны пару километров до ближайшей рыбацкой деревушки, то можно увидеть как вдоль кромки моря, вдаль, через примерно стометровые промежутки  сидят одновременно трое-четверо таких роденовских мыслителей. А приходящий ночью прилив смывает плоды их длительных раздумий.

Ну, вернемся к поездам.
С потолка между полками в каждом купе свисает батарея мощных вентиляторов направленных под разными углами вниз. Вентиляторы можно включить специальными тумблерами в каждом купе. Расстояние по вертикали между разложенными полками в силу того что их три - значительно меньше, чем в наших поездах - сидеть, конечно не получиться. При разложенных - только лежать. Но зато полки длиннее наших как раз на нужные мне 15 сантиметров (вагоны у них что ли шире?) Малоросликам не дано понять какое это счастье!

Сказать, что в индийском вагоне грязно по европейским меркам - это не сказать ничего… Мусор на пол специально не бросают, как я уже рассказал, для этого есть окно, но если упал то, конечно, никто поднимать не станет. Чистота поручней, окон, стен, потолков, ну  и всего, что вас окружает в вагоне, включая людей - отсутствует.





Впрочем, лично я на это внимания не обращал, в смысле мое внимание этого не замечало - потому как грязь индийского поезда - это просто неотъемлимая и естественная часть Индии. А Индию я сразу почувствовал СВОИМ местом, поэтому - ну да, грязно, но это же Индия. И понял я то, что там было грязно - только сейчас, когда писал этот пост. И никакой другой эмоции по этому поводу я не испытываю ))).

Примечательно также, что в каждом вагоне есть розетки (в тамбурах) с помощь которых в пути можно зарядить маломощные устройства, типа телефона или ноутбука. На наши рации, кстати, силы не хватило...

Двери в вагонах во время движения поезда всегда открыты. Это офигенно!!!



Индусы по умолчанию считают, что люди не идиоты, и могут сам и позаботиться о том, чтобы не выпасть из поезда - но как здорово стоять в открытой двери на полном ходу или высовываться из неё, держась за поручень, или просто сидеть на полу свесив ноги в проем двери и любоваться проносящимися мимо поезда прекрасными пейзажами Индии!













И станциями, заодно:







На окнах - 3 задвижки, которые очень легко открываются и закрываются: стекло, решетка, и непроницаемая панель (закрывает от света). Можно открывать и закрывать их все одновременно или в любом сочетании. Ночью довольно сильно дует, окна закрываются неплотно. Днём жарко только на остановках (дело было в начале февраля).



Дверей между вагонами нет. В тамбурах запросто сидят на полу - к этому у индусов тоже нет предубеждений. Тамбуры кстати очень просторные, чем кстати пользовались путешествовавшие с нами в одном купе мусульмане - они бережно расстилали на полу тамбура коврики, и по очереди молились, когда приходило время молитвы. Так как ехало их в вагоне десятка полтора. Кстати мусульмане эти выглядели по большей части как собирательный портрет исламского радикалиста-боевика - который прочно вбила нам в головы пропаганда российского телевидения, еще в то далекое время, когда мы смотрели телевизор. На некоторых из них я просто не мог смотреть без смеха ))). В конце поста будет видео, в котором они светят своими милыми бородатыми лицами на заднем плане - можно полюбоваться )).

Весь персонал нашего экспресса за полторы сутки езды, который нам довелось увидеть, представлял собой бесконечных разносчиков воды-чая-кофе из вагона-кухни. Да еще пару раз проходили контролеры, которые проверял билеты. Проводников в вагонах этого класса - не было как класса. Подозреваю, что, скорее всего, был еще где-то машинист.

И еще, как писали на одном форуме: «следить за своей станцией входит в обязанности пассажиров, особенно в вагонах второго класса. Даже если вы попросите кондуктора разбудить вас на вашей станции или сказать, когда выходить, он скорее всего забудет сделать это». (ссылка). А Надька еще добавляет, что «вследствие отсутствия проводников - нет никого, кто устанавливает дурацкие правила и все как бы чувствуют себя друг с другом, а не в гостях у дяди или тети-проводника. :) Ну как-то так."




Ну и в догонку держите видео - одно из тех которые мы сняли в поезде на наш фотоаппарат. Остальные видео требуют обработки и мы их будем выкладывать уже наверное по приезду.

image Click to view


И вот еще несколько ссылок на посты и статьи про индийские ЖД для путешественников:
Железные дороги в Индии - Индостан.ру
Железные дороги и поезда в Индии - Travel.ru
Правила поведения и безопасности в индийских поездах
Previous post Next post
Up