Дизайнер Студии Артемия Лебедева Сергей
0skip - о первом гонораре, родном Петрозаводске и работе в главном дизайн-бюро страны.
- Ты давно в дизайне? С чего началось восхождение?
- Плотно - года два-три. До этого я около пяти лет в основном верстал и программировал сайты. “Рисовать дизайны“ для них тоже приходилось, но на очень примитивном уровне и без особого интереса.
Примерно за год до того, как меня пригласили работать в Студию Лебедева, я решил углубиться в профессию, запасся профильной литературой, включил голову и довольно быстро освоился в новом качестве.
- Помнишь свои первые самостоятельно заработанные деньги? За что ты получил первый гонорар как дизайнер?
- Первые деньги я получил в школе, когда мы с ребятами помогали туда-сюда перевозить столы и стулья для местечкового праздника на День Города.
Как дизайнер - свой первый гонорар я так и не получил. Меня кинули :) Лет шесть назад знакомый свел меня с небольшой фирмой, связанной с поставками запчастей для морских судов. Я несколько раз встречался с клиентом, показывал варианты, вносил правки и верстал шаблоны, но вместо оплаты долгое время получал от них лишь вялые отговорки о скором приходе денег на счет фирмы. В общем, я потом решил просто об этом забыть. Это послужило мне первым уроком по работе с клиентами. Заодно тогда стало ясно, что на разработке сайтов можно зарабатывать, будучи фрилансером.
- Расскажи про петрозаводский период. Я знаю, ты причастен к местной музыкальной тусовке: рисовал и рисуешь афиши для вечеринок и, кажется, участвовал в музыкальном проекте?
- В Петрозаводске я родился, отучился в школе и закончил университет. И даже успел немного поработать инженером на радио и на научно-производственном предприятии.
В этом городе довольно развитая и активная музыкальная тусовка. Каждую неделю играют не только местные и столичные команды, но и гости с Запада. В основном это, конечно же, различного рода альтернатива (панк/хардкор/металл/инди/рок). Но и неформатная танцевальная сцена тоже довольно активна.
Я успел поиграть в различных металлических командах как вокалист и семплер. Потом ушел в развитие сольного проекта, играя некую смесь индастриала, ebm и idm. Но у меня не хватило духу развить это дело до полноценного проекта, поэтому все закончилось кучей демок, десятком выступлений в Петрозаводске и Питере, и богатым опытом сведения и мастеринга в цифре.
Перед переездом в Москву успел еще поучаствовать как один из вокалистов очень крутого (правда-правда) аггро-индастриал проекта. Мы отыграли пару концертов и записали вместе несколько демок, но потом все заглохло из-за всеобщей занятости. Все занимаются своим творчеством, мало соприкасающимся с музыкой (помимо меня в коллективе был преподаватель дизайна и типографики одна штука, талантливый фотограф и один юрист). Надеюсь, рано или поздно мы все еще раз соберемся. В жопе давно у всех чешется по этому поводу.
В общем, в Петрозаводской клубной жизни я старался очень активно участвовать и, когда решил перепрофилироваться в дизайнера, первым делом начал активно выдрачивать себя в рисовании плакатов и афиш, практически за бесплатно помогая местным организаторам. После нескольких попыток оказалось, что у меня неплохо получается. Я принялся развивать собственный стиль, отдавая дань своей любви к типографике, выцветшим ретро-плакатам и гранжу. Заодно я начал учиться работать на скорость. На каждую свою афишу я трачу не более одного дня.
За год у меня набралось порядка 15-20 работ, которые и стали моих проходным билетом в Студию Лебедева. :)
Несмотря на то, что делать плакаты (и еще упаковку) мне приятней куда больше, нежели сайты, в Студии практически не удалось поработать в этом направлении, из-за слишком большой моей загруженности в отделе веб-создания. Да и дома уже не хватало времени и сил на творчество, поэтому за последний год удалось сделать всего пару афиш и один плакат (в продолжение моей, пока небольшой, серии цитат Humanity).
Помимо петрозаводских организаторов я успел однажды поработать с москвичами и рисовал
плакат для курса лекций в швейцарском университете. Если кто-то хочет предложить мне сделать афишу для интересного столичного мероприятия - вэлкам, буду рад помочь.
- Вообще ты делишь свою жизнь на творческие/географические периоды? Петрозаводский, московский, питерский? Насколько для тебя было и остается сложным покидать родные края?
Переезд, конечно же, кардинально все изменил. Но я сильно скакнул на профессиональном уровне и продолжаю двигаться дальше, поэтому ни о чем не жалею. В Петрозаводске остались друзья и семья, я периодически к ним езжу на выходные. В Москву, гады, никто переезжать не хочет :)
http://www.artlebedev.ru/everything/chance/site/ А Питерского периода у меня никогда не было, просто там довольно много знакомых и друзей, поэтому раньше приходилось там частенько бывать, постоянно гонял на какие-то концерты, там же сделал себе татуировки. Последний Новый Год вот тоже в Питере справляли у подруги. Там очень хорошо. По ощущениям этот город мне намного ближе Москвы.
- Как ты попал в Студию Лебедева? Ты сразу принял решение ехать после того, как тебя пригласили на собеседование?
Отправил Смарту (Олегу Пащенко) на бизнес-линч одну из своих афиш. Ему понравились мои работы, он показал их Теме, от которого мне и пришло приглашение работать в Студии. Решение я принял буквально в тот же день.
- Назвал бы ты работу в Студии "работой мечты"?
- Практически по всем параметрам - да. Здесь очень трудно, очень много работы, но изо дня в день сильно прокачиваешься и движешься вперед. Арт-директорский состав в Студии - сплошь гениальные люди, правда! Они умеют и знают, как выдрессировать из тебя хорошего дизайнера. Да и вокруг царит настоящая семейная атмосфера. В Студии очень комфортно работается, несмотря на большую загрузку и высокие требования. Первое место в моей жизни, куда хотелось возвращаться каждый день и работать-работать-работать.
http://www.artlebedev.ru/everything/grain-holding/baking-flour-bag/ - Похвастаешься своими студийными проектами? И над чем работаешь сейчас, если не секрет?
- Хвастаться не буду. Все, что готово на данный момент, можно найти через поиск на сайте студии, набрав “Сергей Пожидаев”. Сейчас к выходу готовятся еще около 5-6 проектов, в которых я принимал участие. Никакой конкретики по текущим проектам дать не могу - у нас с этим строго.
- Часто видишь Тёму? Вообще реальна ли такая ситуация: зайти в кабинет к Лебедеву и сказать, к примеру: подними мне зарплату?
- Вижу каждый день, когда он в Москве. Как арт-директор и руководитель студии
tema принимает непосредственное участие в работе над проектами. Студия - это такое место, где нет больших начальников, к которым офисный планктон боится попасть на ковер. Здесь вообще нет начальников, все вокруг друг другу коллеги, работающие над общим делом. И Тема не исключение. Если что-то от него нужно - просто приходишь к нему или пишешь на почту, и все. По-дружески и без лишней бюрократической хуйни.
- Не поделишься секретом, как происходит отбор работ в "Понос", "Мозг"?
- Мы постим в огромном количестве идеи в раздел “Мозг” в студийном интранете. Некоторые из них Тема отправляет “наружу” - на студийный сайт.
- Как справляют дни рождения сотрудников в Студии? И что дарят?
- Мы работаем составом около 200 человек. И этот состав постоянно меняется, поэтому мы бы устали праздновать Дни Рождения практически круглый год :) В основном именинники приносят в студийное кафе свои тортики-печеньки, которыми можно угоститься. Хотя иногда и устраиваются пятничные попойки в честь именинника. Но каждую пятницу, есть на то повод или нет, устраиваются маленькие междусобойчики с алкоголем, которые иногда перетекают в адский трэш под музыку приглашенных ди-джеев.
В последнее время что-то мало подарков друг другу дарим, раньше это происходило чуть ли не каждую неделю. Все скидывались, покупали подарок и тихонько толпой подкрадывались к имениннику. В основном это какие-нибудь забавные мелочи. Мне подарили детский набор для боевой раскраски лица, книжку по боди-арту и алкоголь, которым мы тут же отметили.
- В каких московских местах тебя чаще всего можно встретить?
- В Культе и Сквоте. После переезда я так много работал, что на выходных просто не оставалось сил куда-то топать на всю ночь. Активно я начал выбираться в клубы где-то в ноябре. Вот методом проб и ошибок пока с друзьями остановились на Сквоте и, после того как устали стоять в очереди в Солянку на Mujuice, открыли для себя Культ и зачастили в него. Там отличные позитивные люди, но с музыкой, правда, не всегда все совсем хорошо.
Если кто-то хочет подсказать парочку отличных клубов - с благодарностью приму этот совет. :)
- Как твои друзья и близкие относятся к тому, что ты работаешь в главной дизайн-студии страны? Гордость, зависть, "хочу как он"?
- Они рады, что я чего-то добился и не останавливаюсь на своем пути. Студия ведь известна в основном среди гиков и коллег по цеху. Вот многие из них - да, сказали: “Оооой как круто”. Среди малознакомых ребят некоторые тоже “захотели как он”.
В общем, с факелами за мной не бегали, цветы под ноги тоже не бросали. Это ведь просто работа и любимое дело, но не культ.
- Ты часто берешься за фриланс? И увеличился ли его объем, когда ты стал работать в Студии?
- В студии нельзя заниматься фрилансом. Такое правило.
Но когда
опубликовали мою работу в бизнес-линче (я тогда уже начал работать в Студии), меня просто завалили заказами. Пришлось отказываться от порядка 20 потенциальных клиентов, которые пришли ко мне буквально в течение недели. Это был рекорд :) Сайт Студии - отличный способ продвижения.
http://www.artlebedev.ru/everything/russianstandard/consultant/ - Что слушаешь прямо сейчас? Где, кстати, обычно черпаешь вдохновение?
- Baths - Cerulean. Замечательный альбом.
Заряд энергии для работы приходит от всего, с чем приходится соприкасаться: музыка, кино, искусство, любовь, дружба, тусовки, рутина и другие банальности. Главное только иметь свежую голову на плечах, готовую к усиленному интеллектуальному труду.